Психологическое изучение детей с нарушениями речи

Существует ряд требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам:

• стандартизация — унификация иллюстраций, бланков
обследования, условий проведения обследования; инструкция
испытуемым сообщается одинаковым образом, эксперимент
проводится в сходных условиях, существуют устойчивые кри
терии оценки;

• надежность — помехоустойчивость теста, независимость
его результатов от действий всевозможных случайных факто
ров;

валидностъ теста заключается в том, что он оценивает
именно то количество, для которого предназначен.

Помимо общих требований существуют требования к использованию психодиагностических методик с детьми дошкольного возраста. Так, при проведении диагностики детей дошкольного возраста рекомендуется отрезок времени для тестирования в пределах часа, учитывая и время налаживания контактов с ребенком. При проведении обследования установление контакта между испытуемым и экспериментатором превращается в специальную задачу, от успешности решения которой зависит надежность полученных данных. Необходимо создавать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций. Для этого работу можно начать с игры, беседы и лишь постепенно включать требуемые тестом задания. Особое значение имеет осуществление постоянного наблюдения за поведением ребенка и его эмоциональным состоянием во время обследования.

Рекомендуется следующий план обследования ребенка с нарушениями речи: анкетные данные; время обследования; анамнез (здоровье родителей,-особенности раннего развития ребенка, перенесенные заболевания); данные клинического обследования врачами-специалистами; результаты логопедического обследования (состояние речи, особенности общей, артикуляционной, мелкой моторики); познавательная деятельность (особенности восприятия, памяти, внимания, мышления); характеристика игровой, учебной, продуктивной деятельности; состояние эмоционально-волевой сферы, личностных особенностей и межличностных отношений; заключение.

Примерный диагностический инструментарий оценки психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи представлен в Приложении 2.

#ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: