Психологические воззрения б. спинозы о человеке.

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Б. Спиноза. В отличие от Декарта Спиноза разработал монистическое учение.

Система Спинозы — материалистический монизм.

Есть одна субстанция. Субстанцию Спиноза называл богом или природой; природа отождествляется с богом в том смысле, что является абсолютно самостоятельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и вечной. Если Декарт объясняет существование материи актом божественного творчества, Спиноза утверждает, что природа не нуждается в первоначальной причине.

Из бесконечной полноты природы логически должно проистекать бесконечное количество ее атрибутов (свойств), каждое из которых выражает некоторую сущность субстанции. Для человека познаваемы только два атрибута — протяжение и мышление.

Под атрибутом протяжения мы видим вещь как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, ее духовная сторона, душа вещи. Поэтому они строго соответствуют друг другу. Из сказанного, отмечает Спиноза, становится понятно не только то, что человеческая душа соединяется с телом, но также и то, что должно понимать под единством тела и души. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения.

Мышление.

В отличие от Декарта человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.

В природе существуют разные формы мышления. Степень совершенства мышления Спиноза связывает с большей или меньшей способностью тела к действию: мышление выступает функцией действия тела в мире вещей.

Интуиция.

Целостность человека не только связывает его духовную и телесную сущности, но и является ос новой познания окружающего мира — доказывал Спиноза. Как и Декарт, он был убежден в том, что именно интуитивное знание является ведущим, ибо интуиция дает возможность проникать в сущность вещей, познавать не отдельные свойства предметов или ситуаций, но общие понятия. Интуиция открывает безграничные возможности самопознания. Однако, познавая себя, человек познает и окружающий мир, так как законы души и тела одни и те же.

Познание

Различаются четыре способа приобретения познания:

— понаслышке либо па какому-нибудь другому произвольному признаку;

— от беспорядочного случайного опыта;

— путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию — о причине и т. п.;

— непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины.

Рационалисты. Психология Спинозы. Часть 2


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: