Психологическая концепция у. джемса.

Функционализм существовало до 1916 г., после чего перешло в бихевиоризм.

Джемс отвергает атомизм современной ему психологии.

Джемсу принадлежит идея о потоке сознания, т. е. о непрерывности работы человеческого сознания. Не прерывность мысли объясняет возможность самоидентификации несмотря на постоянные разрывы в сознании. Поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя и ему не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что это он. Джемс подчеркивает не только непрерывность, но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том, что осознание даже привычных вещей постоянно меняется.

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно, избирательно, в нем всегда происходит принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, по которым протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии.

Как совершаются сознательные процессы? Мы замечаем в них четыре существенные черты:

1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания;

(Мои мысли связаны с моими же другими мыслями, ваши — с вашими мыслями. Есть ли в комнате еще где-нибудь чистая мысль, не принадлежащая никакому лицу, мы не можем сказать, не имея на это данных опыта. Состояния сознания, которые мы встречаем в природе, суть непременно личные сознания)

2) в границах личного сознания его состояния изменчивы;

(ни одно раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться, тождествен воспринимаемый нами объект, а не наши ощущения )

3) всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений;

(Непрерывным рядом я могу назвать только такой, в котором нет перерывов и делений. Мы можем представить себе только два рода перерывов в сознании: или временные пробелы, в течение которых сознание отсутствует, или столь резкую перемену в содержании познаваемого, что последующее не имеет в сознании никакого отношения к предшествующему)

4) одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и вообще все время делает между ними выбор.

Предмет психологии Джеймса — состояния сознания, их причины и условия.

В связи с размышлениями о сущности сознания он наметил новый подход к его исследованию. «Я отрицаю сознание как сущность, как субстанцию, но буду резко настаивать на его значении в качестве функции… Функция эта — познание. Необходимость сознания вызвана потребностью объяснить факт, что вещи не только существуют, но еще не отмечаются и познаются».

Теория личности.

По Джеймсу, условно мы можем различать в себе как личности два основных элемента:

— познаваемый нами (моим самосознанием) аспект личности – то есть я сознаю себя как личность, как особый объект по отношению к моему самосознанию – эмпирическое Я;

— познающий элемент – т.е. собственно «Я» как субъект, познающий себя как личность (чистое Я).

Карл Густав Юнг. Психология


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: