Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения

Пространственная ориентировка характеризует местоположение человека, отражая трехмерность пространства на основе выбранной системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет окружения. Ориентировка тесно связана с мобильностью, движениями частей тела и решает задачу выбора сохранения, направления, а также выявления цели самого движения. Огромное значение здесь имеют пространственные представления, которые, несмотря на некоторую специфику, имеющуюся у лиц с нарушением зрения, в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаиморасположение.

Говоря об особенностях представлений слепых, А.Г. Литвак отмечает, что их образы памяти менее точны, полны, обобщены по сравнению со зрячими. Однако они могут достигать большой точности и сложности.

При анализе динамики изменений и специфики пространственной ориентировки незрячих детей прослеживается зависимость ее развития от степени сформированное™ анатомо-физиологичес-ких и психологических образований. Поэтому при создании навыков ориентации в пространстве у слепых детей необходимо учитывать целый ряд моментов, определяющих эффективность этого процесса, и, прежде всего, уровень сформированности «психологической системы».

Возраст является важнейшим фактором, обусловливающим построение коррекции дефекта пространственной ориентации и дифференциацию обучения в зависимости от структуры психологической системы каждого ребенка.

Единственное в отечественной тифлопсихологии исследование пространственной ориентировки слепых детей раннего и дошкольного возраста проведено Л.И. Солнцевой. В нем показаны характеристики ориентации в пространстве, начиная с первых месяцев жизни. Уже к пяти-шестимесячному возрасту у слепого малыша формируется первая система такой ориентации. Он практически способен различать вертикальное и горизонтальное положение.

В этот период, большую роль играет проторение путей и установление связей между осязаемым объектом и его звуковой характеристикой, что позволяет слепому выделять звук в качестве сиг-

Курс \


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: