Проблема смысла жизни.

Смысл жизни, смысл бытия — философская проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида. Это мировоззренческое понятие, имеющее большое значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Само понятие смысл жизни появилось в 19 веке. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы.

Понятие смысла жизни присутствует в любой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности.

Др. греч. философ Аристотель считал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в раскрытии сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании.

Эпикур и его последователи считали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм) -не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти.

Согласно учению стоиков, целью человеческих жизни должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие.

До эпохи Возрождения смысл жизни искали извне, с Возрождения человек сам определяет смысл своего существования

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр — жизнь человека это проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля, которой абсолютно безразлична к людям. Жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение, он ставит предел своим желаниям.

Датский философ XIX века Сёрен Киркегор — жизнь полна абсурда и человек сам должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Французский философ Жан-Поль Сартр — человек прежде всего существует. «Жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».

Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются. Всё рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».

Немецкий философ Фридрих Ницше — смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком».

Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. Чья-то персональная жизнь имеет смысл, но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык — любое высказывание уместно только «в» жизни (для тех кто живёт её), делает утверждение ошибочным.

Трансгуманизм выдвигает гипотезу — человек должен искать улучшения человеческой расы. Человек также должен совершенствовать тело, используя технологии, для преодоления всех биологических ограничений (смертность, физические недостатки и пр.). Человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Основная цель трансгуманизма — это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного.

Проблема смысла жизни (Третьяковка, г. Москва, 2012) — Осипов А.И.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: