Проблема равнодушия, нравственной чёрствости

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр — впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины с ребёнком, завёрнутым в одеяло. Ненормальная! — раздаётся крик водителя. И всё — темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация дежа вю, как будто это уже было, — проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было — и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся — явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она — очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах. Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: Я молчала и ненавидела себя за это молчание.

Довольные собой люди, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами — те же герои Чехова, люди в футлярах. Это и доктор Старцев в «Ионыче», и учитель Беликов в «Человеке в футляре». Вспомним, как едет на тройке с бубенчиками пухлый, красный Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, тоже пухлый и красный, кричит: Прррава держи! Прррава держи — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском как бы чего не вышло мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети! Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обыватели, возомнившие себя хозяевами жизни.

Общество. Поведение настоящего человека в социуме. Добрые новости 16


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: