Принцип субъектности развития методики обучения грамоте.

Второй принцип процесса саморазвития определяется устойчивостью функционирования систем, которая обусловлена образованием в структуре управления системы механизма ее саморегуляции. Наличие функционала саморегуляции обеспечивает системе самосохранение и, в конечном счете, возможности для прогрессивного развития. Но главное значение механизма саморегуляции заключается в том, что с его образованием система приобретает субъектность – один из главных принципов саморазвития. Субъектность системы означает, что она становится способной самостоятельно (и осознанно) принимать решения, регулирующие эффективность ее функционирования (деятельности). Иначе говоря, принцип субъектности функциональной системы требует самодеятельность, обеспечивающую самореализацию системы (достижения целей) и, следовательно, эффективное и устойчивое функционирование объекта системы.

В методике обучения грамоте, как и в любой другой методике, функции механизма саморегуляции выполняют ее технологические основы. Именно с их появлением процесс обучения грамоте приобретает определенную методическую устойчивость, и возникает субъектность методики как прикладной отрасли знаний. По своим характеристикам прикладной аспект методики соответствует общим критериям технологичности[2], выделение которых для изучения отечественной букваристики приобретает немаловажное значение:

  • концептуальность (отражение определенного социального заказа или научной концепции);
  • системность (целенаправленность, конструктивность, целостность, функциональность, структурность системы);
  • управляемость (в первую очередь, возможность определения достижения цели);
  • эффективность (гарантированность достижения цели);
  • воспроизводимость (достигаемость цели в разных условиях).

В этой связи необходимо подчеркнуть, что данные критерии позволяют выделять из огромного технологического арсенала (методов, приемов, средств обучения и т. п.), накопленного методикой обучения грамоте в течение всей ее истории, онтологическое ядро как методический стандарт.

В структуре методики обучения грамоте как саморазвивающейся системе методический стандарт, наряду с образовательным стандартом, образуют исходную в методике подсистему контроля, призванную определять не только эффективность функционирования подсистемы исполнения методики, но и степень устойчивости (целостности) в процессе ее развития. Обеспечивает такой характер саморегуляции системы особая подсистема технологического контура – программное обеспечение, или гибкая программа функционирования, в которой исполнитель, в частности, учитель получает как инвариантные (обязательные) так и вариативные (творческие) ориентиры своей деятельности. Гибкость программного обеспечения системы обусловлена непосредственной связью с подсистемой теоретических основ методики, в которой аккумулируются возможные модели ее развития.

Семинар \


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: