Принцип опережающего отражения в развития методики обучения грамоте.

Третий принцип саморазвития, существенный для системного анализа любой образовательной системы[3], в том числе и отечественной букваристики, – это принцип опережающего отражения, обусловленный цикличностью среды, которая приводит к появлению отражательной способности системы предвосхищать будущее. Повторяющиеся воздействия среды, сохраняясь в памяти (тезаурусе) системы, обобщаются содержательно, то есть как определенные закономерности (законы окружающего мира). Возникает эффект «обобщения обобщений» (осознания мира), в результате которого структура управления системы приобретает собственно механизм саморазвития, обеспечивающего гибкость функционирования системы на основе принципа опережающего отражения. Его сущность заключается в том, что система становится способной не только контролировать ситуацию (эффективность своего функционирования), но и оценивать ее с точки зрения возможного развития событий и своего успешного достижения целей в них. Другими словами, система начинает ставить цели своего функционирования на смысл, самостоятельно определяя замысел своей деятельности. Таким образом, субъектность системы выражается и в самоопределении как особом виде внутренней деятельности – смыслополагании (обоснование целей своего функционирования). В структуре системы смыслополагание реализуется особой ее подсистемой теоретическими основами — тезаурусом смыслов как «содержательных обобщений».

Специфика теоретических основ обучения грамоте определяется теми областями научных знаний, которыми оно непосредственно обусловлено. Во-первых, обучение грамоте (чтению и письму) – это в первую очередь овладение ребенком родным языком (речью), поэтому решить данную задачу методика не может, не учитывая, не опираясь на лингвистику, изучающую законы языка. Вместе с тем лингвистическая теория, выступая в качестве учебного предмета, нуждается в адаптации к закономерностям обучения. Соответственно в структуре теории методики обучения грамоте выделяются лингводидактические компоненты, определяющие ее собственно методические основы. Во-вторых, обучение грамоте обусловлено целым рядом психологических и педагогических законов, вне которых методика не может решать вопросы воспитания и развития ребенка. Отсюда – ее психолого-педагогические основы. И, наконец, в-третьих, решение проблем эффективного обучения, воспитания и развития ученика требуют от методики применения научного подхода к исследованиям, то есть обоснованных методологических основ. Таким образом, структуру теории методики обучения грамоте должны составлять три взаимосвязанных понятийных систем – методических, психолого-педагогических и методологических основ.

Образование теории методики обучения грамоте опосредовано наличием в ее системе управления подсистемы идентификации, запускающей механизм саморазвития. С ее помощью входные связи тезауруса методики обрабатываются в специальных фильтрах обратной связи (критериях оценки), которые оценивают эффективность и перспективность для развития методики в целом, появляющихся новаций. Наличие такого аппарата идентификации позволяет дифференцировать разнообразную информацию: определять в ней случайные и закономерные состояния и результаты, на этой основе обеспечивать объективными данными теоретические основы методики и запускать процессы опережающего отражения.

Обучение грамоте в подготовительной группе


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: