Примерная структура урока чтения басни

Басня – это небольшое эпическое (чаще стихотворное) произведение аллегорического характера, содержащее мораль и имеющее поучительный смысл. Язык басни образный, характеры героев ярко выражены.

Методика работы над басней имеет свои особенности. Поскольку басня – это аллегорический рассказ поучительного характера, то работа над ней ведётся как над реалистическим рассказом из жизни животных.

Методическая модель изучения басни может быть следующей:

1) раскрытие конкретного содержания басни;

2) выяснение характерных черт действующих лиц на основе их поведения, поступка;

3) сравнение героев басни: нахождение сходства и различия в поступках, характере;

4) словесное описание по воображению действующих лиц басни либо ситуации;

5) оценка поступков, выражение личностного отношения к ним;

6) определение отношения баснописца к героям;

7) раскрытие иносказательного (аллегорического) смысла басни (встречаются ли такие черты характера у людей);

8) определение основной мысли басни (она заключена в морали);

9) наблюдение над языком басни (диалогическая речь, крылатые выражения);

10) наблюдение над жанровыми особенностями басни (действующие лица – животные; иносказательный смысл, насмешка, ирония автора, мораль);

11) наблюдение над структурными элементами басни (основное содержание, заключение либо развитие действия, мораль).

Так как методика работы с литературным произведением определяется особенностями жанра, предлагает следующая примерная структура урока.

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Это может быть:

а) рассказ учителя об авторе басни;

б) викторина по материалам прочитанных ранее басен;

в) беседа о повадках животных – действующих лиц басни, которую предстоит прочитать.

2. Первичное восприятие конкретного содержания басни. Чтение басни учителем или прослушивание звукозаписи, просмотр диафильма.

3. Беседа эмоционально-оценочного плана.

4. Анализ конкретного содержания басни.

а) уточнение её структуры и композиции, повторное чтение, (возможно составление плана);

б) выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт (выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы), словарная работа;

в) установление главной мысли конкретного содержания басни.

5. Раскрытие аллегории (иносказания).

6. Чтение и анализ той части басни, в которой заключена мораль. Анализ морали.

7. Аналогия из жизни.

8. Повторное чтение (можно наизусть, в лицах, с элементами инсценирования).

9. В качестве домашнего задания можно предложить чтение басни наизусть, графическое рисование, ответ на вопросы. Можно предложить вылепить фигурки животных из пластилина.

Басня представляет учителю большие возможности для нравственного воспитания младших школьников.

Построение современного урока


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: