Познавательно-исследовательская деятельность

Задачи, к решению которых мы намереваемся подступиться в данном разделе, сформулированы в Стандарте следующим образом: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Важно понять сразу, что перед воспитателями поставлена очень непростая задача. Становление сознания человека остается одной из самых удивительных загадок, с которыми мы сталкиваемся как на уровне теоретического знания, так и в повседневной жизни. Ж. Пиаже объясняет этот феномен как движение ребенка от более простых логических операций к более сложным, а по мнению Л.С. Выготского ключевым моментом является присваивание ребенком культурно наполненных символических структур, придающих его опыту значение и смысл. Указанные точки зрения невозможно объединить в одно целое, но каждая из них постоянно находит подтверждения повседневном опыте.

Объяснительная, теоретическая сторона вопроса не является в деле образования детей самым главным. В контексте педагогической деятельности, кажущиеся сегодня удивительно наивными объяснения Ф. Фребеля о важности использования в образовании ребенка объемных геометрических тел («даров Фребеля») не изменили своей практической ценности в ходе дальнейших уточнений. Некоторые наши современники объяснили важность даров Фребеля как сенсорных эталонов, другие – как предметных заместителей в сюжетной игре, но это не изменило педагогической практики в лучшую сторону. Можно сказать, что это принесло скорее вред, лишило занятия взрослого с ребенком непринужденности, заострило внимание педагога на средствах, затушевывая, тем самым, цели. Г. Бейтсон писал в письме в Попечительский совет Университета штата Калифорния: «Разрушая паттерн, связывающий предметы обучения, вы неизбежно разрушаете качество образования». В полной мере это высказывание применимо и к данному случаю.

Вместе с тем, мы не можем говорить о становление сознания в общем виде, как о непознаваемой «вещи в себе». Также, мы не можем его представить как совокупность «первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира…». Осознание опасности того, что умственные способности человека будут поняты именно как процесс накопления представлений, подтолкнуло нас осуществить описание педагогической практики краткой прелюдией теоретического характера.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: