Потребительский выбор: ординалистский подход

Потребности, или желания, покупателей не только безграничны, но еще и многообразны, их можно сгруппировать. Есть потребности, которые удовлетворяются взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными благами. Например, потребность в животном белке можно удовлетворить колбасой, сосисками, ветчиной и т. д. В то же время потребность в продуктах питания нельзя удовлетворить обувью, одеждой или тканями.

Ординалисты устанавливают предпочтения одних комбинаций товаров покупателями (потребителями) другим комбинациям или наборам товаров. Инструментом относительного анализа являются так называемые кривые безразличия, которые широко используются неоклассиками при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оптимальной комбинации между досугом и рабочим временем и т. д.

Кривая безразличия – это линия, любая точка на которой показывает различные комбинации (сочетания) двух благ, обладающие одинаковой для потребителя общей полезностью. Так как в данном случае имеют место взаимозаменяемости благ (абсолютная или относительная), покупателю становится безразлично, какой из товарных наборов выбрать.

Рассмотрим построение кривой безразличия. Возьмем два взаимозаменяемых товара. Например, масло X и сыр Y. Потребитель, комбинируя их, переходит от большего потребления масла к большему потреблению сыра (от набора продуктов, представленного точкой Е, к набору продуктов А). Предлагаем пять возможных вариантов сочетания потребления масла и сыра (рис. 9, точки А – Е).

Потребительский выбор: ординалистский подход

Урок — 24# — Поведение потребителя


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: