Порочность реализма

Все эти рассуждения иссле-
довательницы, интересные с тео-
ретической точки зрения как
проявление типично феминист-
ского менталитета, имеют еще один немаловажный аспект прак-

ГЛАВА II

тического характера: они четко в методологическом плане сориен-
тированы против реализма в широком смысле слова. В данном
случае Фельман подвергает критике референциальную природу
реалистического сознания, т. е. его установку на соотнесение мира
вымысла смиром реальности. Сама попытка Филиппа вернуть
разум Стефани рассматривается критиком как аморальная, по-
скольку он стремится насильственным путем изменить, т. е. унич-
тожить ее безумную инаковость, подчинить ее тем самым струк-
турам сознания, которымируководствуется он сам, т. е. заведомо
мужским, сделать так, чтобы она узнала себя и снова признала
себя его Стефани.

Еще больший грех Филиппа, по утверждению Фельман, за-
ключается в том, что он попытался это сделать реалистическими
средствами, осуществив реалистическую реконструкцию сцены
страдании военного времени, где она потеряла свой рассудок.
Основной порок реализма, с точки зрения Фельман, в том, что
он пытается воспроизвести, скопировать действительность, и кри-
тики, находящаяся во власти реалистических структур сознания,
интерпретируют текст новеллы, следуя за логикой главного героя,
видят все описываемое лишь только его глазами. Просто пора-
зительно, — пишет исследовательница, — до какой степени ло-
гика ничего не подозревающего реалистического критика спо-
собна воспроизводить одно за другим все заблуждения Филиппа
(там же, с. 10).

Хваля реализм Бальзака и рассматривая новеллу как обра-
зец реалистического письма, критики-мужчины, по мнению
исследовательницы, демонстрируют как на критической, так и на
литературной сцене ту же самую попытку присвоить означающее
и редуцировать его способность к дифференцированной повторяе-
мости; мы видим то же самое стремление избавиться от различий,
ту же самую политику отождествления, ту же самую тенденцию к
господству, к контролю над смыслом. Вместе с иллюзиями Фи-
липпа реалистический критик, в свою очередь, точно так же по-
вторяет его аллегорический акт убийства, его уничтожение Дру
гого: критик также по-своему убивает женщину (подчеркнуто
автором. — И. И.), убивая в то же самое время вопрос о тексте
и сам текст как вопрос (там же, с. 10).

Весь этот пассаж, пожалуй, как нельзя лучше иллюстрирует
постструктуралистскую мифологему феминизма со всем ее ценно-
стным рядом, фразеологией и заранее известным адресом уже
теперь традиционных инвектив. Как широкомасштабное явление
социального порядка и как влиятельный фактор интеллектуальной

ОТ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА К ПОСТМОДЕРНУ

жизни современного западного общества феминизм захватывает
своим воздействием в данное время практически весь спектр гу-
манитарных наук, тем не менее именно в литературоведении он
обрел тот рупор своих идей и настроений, который вот уже в те-
чение двадцати лет самым активным образом влияет на общест-
венное сознание. И как бы ни оценивать это влияние, и как бы
ни учитывать весь баланс спорных и бесспорных достижений и
изъянов, в одном феминистской критике нельзя отказать — она
всегда была и остается чутким индикатором состояния психиче-
ского менталитета общества, четко фиксируя всеего изменения,
вычеркивая ту дрожащую линию на графике, на котором прихот-
ливо пересекаются здравый смысл и безумие научной абстракции,
аберрации и заблуждения.

ГЛАВА III. ПОСТМОДЕРНЫЙ ЛИК СОВРЕМЕННОСТИ

HOMIE — Эгоист (премьера трека, 2018)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: