Понятие конкуренции и ее виды: совершенная и несовершенная конкуренция (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Конкуренция – экономич. борьба/соперничество между участниками рын-х отношений за наиболее выгодные условия купли и продажи товара, сферу приложения капитала.

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта.

Межотраслевая конкуренция– конкуренция между предпринимателями, занятыми в разл. отраслях пр-ва, выгодное приложение капитала и перераспределение прибыли.

С учетом соблюдения ряда признаков в экономической теории принято выделять два типа конкуренции – совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция — такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на процесс купли-продажи.

Такая ситуация на рынке, при кот.множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Входные барьеры бывают юридическими (исключительное право на пр-во товара или услуги, гос. лицензия, патент) и экономическими (реклама, экономические преимущества крупного производства и др.).

Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.

Несовершенная конкуренция – такая ситуация на рынке, когда для подавляющего числа хоз. субъектов свобода ценообразования и свобода принятия эк-х решений ограничены.В условиях несовершенной конкуренции хоз. субъект (продавец или покупатель), обладая эк-й властью, эксплуатирует рын.спрос и получает доп. прибыль.

Абсолютная (чистая) монополия— рын. структура, в которой одна фирма, являясь продавцом продукта, заменители которого отсутствуют, представляет по существу всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией.Это может быть крупное предприятие или объединение.

В условиях абсолютной монополии появление в отрасли новых фирм крайне затруднительно. Все, что способствует формированию высокого входного барьера в отрасль, усиливает монопольную власть над рынком.

Чистый монополист,реализуя абсолютную эк-ю власть над рынком, стремится:

1) сохранить выгодную для себя эк-ю позицию, контролирует ур-нь рыночной цены;

2) присвоить максимум прибыли.

Монополия производителя, основ.на дифференциации продукта -монополистическая конкуренция.Монополистич. конкуренция — рын.структура, занимающая промежут. положение между совершенной конкуренцией и чистой монополией. Монополистич. конкуренция устан-ся на рынке, где функционирует множ-во продавцов, продающих дифференцированный товар.В основе концепции монополистич. конкуренциилежат 4 основные идеи:

а) признание существования дифференциации продукта;

б) сегментация рынка, приобретение поставщиком постоянной клиентуры;

в) нейтрализация товаров-заменителей (субститутов);

г) свобода входа на рынок продукта и свобода выхода с него.

Олигополии и монополистическая конкуренция


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: