Понятие и сущность конкуренции

Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

Слово “монополия” означает единоличную власть продавца, вхождение в отрасль новых производителей исключается из-за непреодолимых барьеров (патентной монополии, монополии на источники сырья, транспортные средства, распределение, кредиты и т. д.). Таким образом, фирма-производитель полностью контролирует производство и рынок. Однако чистая монополия в жизни встречается довольно редко. Более распространена структура рынка, называемая“олигополией” (от греческого слова “олигополис” — несколько продавцов). Здесь продукт стандартизирован или дифференцирован. Вступление в отрасль новых фирм крайне затруднено.

В экономике отмечается общая черта, присущая чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции: производители имеют определённую власть над ценами или обладают монополистической властью. Единственная структура рынка, не способная влиять на цены — это чистая конкуренция.

Монополистическая конкуренция связана с дифференциацией продукта. Монополия и олигополия опираются не только и не столько на дифференциацию продукта, сколько на масштабы производства и на связи с государственным аппаратом.

Различие между однородными и дифференцированными продуктами основывается на степени их замещаемости. Однородностьозначает, что продукты являются совершенными заменителями друг друга (субститутами). Дифференцированность предполагает, что продукты различаются физическими свойствами, объемами предоставляемых услуг, географической распространенностью и их субъективным восприятием. Дифференцированность позволяет продавцу поднять цену своего товара, рассчитывая, что покупатели предпочитают его товарам конкурентов.

Но влияние на рынке становится весомым, когда оно подкрепляется масштабами производства. Более того, крупное производство способно обеспечить контроль над рынком без дифференциации продукта.

Барьеры входа-выхода в отрасль — совокупность факторов объективного и субъективного порядка,которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке,либо противодействуют выходу из него укоренившейся фирме без значительных потерь.

Классификация барьеров.

1.Нестратегические барьеры выступают для фирм как внешняя данность, порождаются объективными характеристиками отраслевого рынка и связаны с технологией производства, характером предпочтения потребителей и динамикой и спросом иностранной конкуренции:

1) барьеры, связанные с положительной отдачей от масштаба, когда средние издержки убывают с ростом отдачи производства;

Типы конкуренции


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: