Понятие и структура цены

Цена – денежное выражение стоимости товара.

При установлении цены предусматривается полное возмещение плановых затрат на производство и реализацию продукции и формировании чистого дохода. Факторы, влияющие на цену можно классифицировать по двум направлениям:

  • Первичные и вторичные факторы;
  • Внутренние и внешние факторы.

Первичные влияют на величину стоимости товара. Их характеризует динамика издержек производства и обращения (себестоимость продукции). Эта группа факторов включает:

  • Учёт цен на сырьё и материалы;
  • Уровень заработной платы;
  • Норма амортизационных отчислений;
  • Налоги;
  • Дифференциацию процентов по ссудам в банки и др.

Вторичные вызывают отклонение цены от стоимости. Это учёт в цене потребительских свойств товара, степени конкурентоспособности и эффективности производства продукции. Кроме того, учитываются соотношение спроса и предложения, проводимая социальная политика и т.д.

Внутренние факторы связаны с составными частями цены: себестоимостью, налогами, прибылью, потребительской значимостью. Необходимо выбирать факторы, которые позволят снизить себестоимость с одной стороны и увеличить прибыль с другой. Что касается налогов, то политика предприятия должна стремиться к тому, чтобы максимально использовать льготы, предоставляемые государством в законодательстве по налогам.

Внешние факторы – не зависят от ценовой и хозяйственной политики, проводимой предприятием. Это объективные или субъективные процессы, протекающие в обществе.

Содержание цены и её экономическая природа проявляется через функции:

В учётной функции отражаются все общественно-необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.

Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства,улучшения качества продукции и внедрения новых технологий. Цена стимулирует производителя выбирать наиболее экономичный способ производства.

Распределительная функцияпредусматривает учёт в цене НДС, акциза и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д. Таким образом, через цену происходит перераспределение доходов между участниками рыночной экономики (между отраслями промышленности, регионами и т.д.)

Понятие и функции цены в системе рыночных отношений


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: