Почему все-таки рок-н-ролл?

Долгие сорок лет в СССР безраздельно властвовала такая странная и сложная музыка, как джаз. На смену ему пришла новая музыка, музыка «британского вторжения». Однако же один вопрос: почему рок так легко и практически без боя (не считая тупиковой ветви развития — джаз-рока) занял свою нишу в сердцах советского народа? Наверное, ответ можно найти в двух вещах. «У нас часто думают, что джазовый оркестр есть непременно что-то крикливое, от чего лопаются барабанные перепонки. Как раз наоборот: наиболее знаменитые джазовые ансамбли Америки богаты нюансами и щеголяют эффектами в пиано.» — так сказал когда-то композитор Сергей Прокофьев. Эта цитата живо отражает один важный аспект, красной нитью проходящий через всю историю джаза при Советах. Люди просто не знали, как относиться к этой музыке. Более того, не слишком хорошо понимало это и руководство. Джаз в Советском Союзе то разрешали, то запрещали, в зависимости от того, какая точка зрения преобладала: что джаз — революционная музыка, а это несло множество плюсов: «Получалось, что, освоив джаз, Советский Союз сможет влиять на массы негров на юге США и тем способствовать социалистической американской революции». Но эта идея, как и многие другие теории, сопутствующие социализму, оказалась утопией, и джаз быстро (в 1950-м) перешел в разряд «Музыка духовной нищеты» и «Музыка на службе реакции».

Американский джаз, хотя периодически и звучал в СССР, но быстро перерос в джаз советский. Его периодически хвалили, периодически ругали. Соответственно, простые люди, честные пролетарии, не могли понять: хорошо это или плохо. Вот т.н. «стиляги» — все понимали — это плохо. Но стиляги — это, в основном, была распустившаяся молодежь, желающая жить так, как жили герои их мечты из радио. Возможно, первые стиляги и впрямь были похожи на западные прототипы, однако же их движение не развивалось и, когда занавес пал, во время уже упомянутого фестиваля, движение быстро сошло на нет, поскольку оказалось, что на западе стиляг не существует… «Я подозревал об этом и раньше, но во время фестиваля все смогли убедиться, что и наш «стиль», и музыка, и кумиры — все это было дремучим прошлым… Какие-то стиляги оставались и после фестиваля, но это были отсталые элементы, запоздалые подражатели» — вспоминает А Почему все-таки рок-н-ролл? лексей Козлов, лидер джаз-рок-ансамбля Арсенал.

Другая проблема — то что джаз сам по себе был сложной музыкой, а к 60-м он настолько ушел «в себя», что вообще перестал быть понятным. А вот рок… «Рок стал популярным, потому что он был понятен. Сложный, атональный джаз 60-х оказался трудным для восприятия. В нем нельзя было «соучаствовать», а рок давал такую возможность». И более того, если слушатели джаза в основном пассивны, то рок наоборот побуждает действовать, он динамичен. Кроме того, рок основан на сопереживании музыке. Потому он и оказался безоговорочным лидером. Да и кому бы вы подпевали: «Жукам», или какому-либо советскому джаз-ансамблю? Или под чью музыку пустились бы в пляс? Ответ очевиден.

Кит Ричардс. Краткая биография легенды рок-н-ролла.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: