Планирование реализации стратегии фирмы

Формирование портфеля стратегии — это результат процесса стратегического планирования; это конечная цель, ради которой осуществляется планирование (см. рис. 6.8). В качестве главного признака классификации стратегии принимают рыночную долю (контролируемую фирмой часть рынка по определенной товарной группе). Выделяют:

1) созидательную стратегию;

2) оборонительную стратегию;

3) стратегию снятия сливок;

4) стратегию ухода с рынка и т.д.

Стратегия, направленная на завоевание и расширение доли рынка называется созидательной. Созидательная стратегия применяется при создании фирмой нового перспективного продукта, открытии нового сегмента рынка, при финансовых затруднениях конкурентов. Она может быть реализована путем снижения цен, совершенствования доставки и обслуживания, повышения качества продукта, активной рекламы. Реализация созидательной стратегии имеет исключительно затратный характер, она ориентирована на получение прибыли в перспективном периоде.

Оборонительная стратегия применяется тогда, когда фирма удовлетворена размером рыночной доли. Цель — оборона своих рыночных позиций от посягательств конкурентов. Используется крупными корпорациями, которые сохраняют свои позиции путем обновления ассортимента, улучшая качество товара.

Стратегия снятия сливок основывается на резком увеличении прибыли на базе сокращения рыночной доли. Часть рынка отдается во владение конкурентам, а средства, сэкономленные на издержках или полученные от продаж торгово-сбытовых предприятий, представляют прямой выигрыш фирмы.

Стратегия ухода с рынка представляет усиленный вариант предыдущей. Она заключается в продаже всей рыночной доли конкурентам, полное переключение на другую хозяйственную сферу. Применяется в случае, когда рыночная доля корпорации существенно меньше критической (критическая — 1/4 от рыночной доли лидера).

Иногда стратегии классифицируют по принципу новизны рынка и новизны продукта:

— балансирующая стратегия — сохранение существующего положения;

— стратегия поддержания — путем использования новых технологий удерживаются прежние позиции;

— стратегия развития;

— стратегия роста — производство нового продукта;

— стратегия риска — выход предприятия на новый неизвестный рынок с продуктом, не характерным для ее ассортимента.

Таким образом, на стадиях внедрения и роста продукта используются: стратегии проникновения, риска, развития и созидания рынка.

Стадия зрелости предполагает применение стратегий, ориентированных на стабилизацию существующего положения: оборонительная, балансирования, выборочного роста и диверсификации.

На стадии спада применяются стратегии снятия сливок, ухода с рынка, сдвига, ликвидации.

Менеджмент. Лекция 5. Планирование и финансы на предприятии


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: