Перейдем к описанию «горизонтальных» межличностных конфликтов.

Семейные конфликты. Ключевую роль в семейных конфликтах играют супружеские конфликты. Конфликт в семье возникает в том случае, когда обе стороны стремятся овладеть одним и тем же объектом, занять одно и тоже место или исключительное положение, играть несовместимые роли, достичь разнонаправленные цели [153]

Все относительно неблагополучные семьи разделяют на три типа: конфликтные, кризисные и проблемные [191].

Конфликтные супружеские союзы предполагают такие отношения, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намеренья и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

В кризисных супружеских союзах имеет место противостояние интересов и потребностей супругов, которое захватывает различные сферы жизнедеятельности семьи.

Проблемные супружеские союзы образованы людьми, перед которыми возникали особо трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар стабильности брака: отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов.

Конфликты между супругами имеют место не только в описанных выше супружеских союзах, но и в стабильных супружеских парах, особенностью которых, является конструктивное разрешение возникающих противоречий.

Конфликты между родителями и детьми. Возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей.

Обратимся к рассмотрению межличностных конфликтов возникающих в деловых отношениях. В данном случае, межличностные конфликты отражают психологическую атмосферу всей организации и отдельного коллектива.

Конфликт организационный – это «столкновение противоположно направленных организационных взглядов лиц и групп лиц немежличностного характера» [42, с.187].

Возникновение межличностных конфликтов определяется:

а) трудовым процессом и производственной ситуацией;

б) личностным своеобразием членов трудового коллектива;

в) отношением личности к ситуации, складывающейся на работе;

г) особенностями межличностных отношений на предприятии [207].

В качестве типов конфликтов на производстве Н.В.Гришина (1990), описывает следующие:

1. Конфликты, возникающие как реакция на препятствия к достижению основных целей деятельности, получение определенного продукта (например, деловые споры по поводу недостатков в организации труда, невыполнения функциональных обязанностей).

2. Конфликты, вызванные факторами, препятствующими достижению людьми личных целей трудовой деятельности (например, конфликты по поводу заработной платы).

3. Конфликты, обусловленные несоответствием поведения партнеров по работе нормам и ценностям, принятым в коллективе (например, различное отношение к опозданиям на работу).

4. Конфликты, возникающие на основе личных взаимоотношений людей, их притязаний, особенностей личности.

Когда коллективная конфликтность незначительна, то:

? анализируются цели участников конфликта;

? определяется проблемная ситуация, предшествующая конфликту;

? устанавливаются факторы, способствующие перерастанию проблемной ситуации в организационный конфликт;

? измеряется степень воздействия личностных характеристик сторон и проблемной ситуации, способствующей появлению конфликта.

В завершении обзора отметим, что если конфликтность сторон максимальная, нет в наличии методов её устранения, а второй участник постоянно развивает уже сложившуюся ситуацию, то контроль над таким конфликтом невозможен.

1. 4 СПОСОБА РЕШИТЬ КОНФЛИКТ. Конфликтология. К. Прищенко.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: