Ожидаемое влияние базель iii

Реакцию банковского сообщества на новые требования нельзя назвать однозначной: прогнозы и оценки касательно ожидаемого влияния значительно различаются. По оценкам некоторых экспертов европейские банки окажутся в более проигрышном положении, по сравнению с банками США, которые уже на данный момент действуют по более строгим нормативам, а соответственно нуждаются в привлечении меньшей величины дополнительных капитальных средств. Между тем представители американских банков, наоборот, говорят о том, что тот факт, что действующее нормативы США (в том числе закон Додда-Франка), более строгие по сравнению с нормами Базеля III, не играет в пользу американской банковской системы, создавая значительное конкурентное преимущество на мировом рынке для зарубежных банков, по сравнению с американскими.

Что касается влияния новых требований на сферы банковского бизнеса, можно ожидать, что наиболее существенным изменениям будет подвержен инвестиционный бизнес и банки, наиболее активно действующие на рынках капитала и производных инструментов. В связи с новыми нормативами управления ликвидности, изменится политика банков относительно источников фондирования своих активных операций, приоритетными будут корпоративные облигации и депозиты от клиентов, имеющих договор об операционном обслуживании. Прогнозы относительно влияния Базеля III на деятельность банков действительно являются неоднозначными, однако большая часть экспертов остаются единодушны в том, что новая реформа оставила без должного внимая такие критически-важные вопросы как:

  • «Теневой» банкинг:требования Базель III не распространяются на деятельность таких небанковских финансовых организаций как страховые компании, хеджевые и пенсионные фонды,
    и инвестиционные фонды и др. Таким образом, деятельность данных институтов не только не контролируется согласно международным стандартам, но и подразумевает значительные конкурентные преимущества по сравнению с банками. В связи с этим Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) уделяет большое внимание вопросам разработки международных стандартов деятельности небанковских кредитных организаций и соотношения данных стандартов с требованиями Базель III.
  • Отсутствие штрафов:несмотря на то, что по сравнению с Базель II, новое соглашение действительно значительно ужесточает требования и переходит от рекомендаций к нормам, многие критически важные сферы деятельности (например, управление концентрацией портфелей банка), так и остались на уровне рекомендаций;
  • Возможность регуляторного и налогового арбитража: Базель III оставляет для международных банков возможности регулятивного арбитража, между различными юрисдикциями в которых они действуют;
  • Структура глобального и межстранового регуляторного надзора осталась разрозненной:вопросы соотношения Базель III с другими локальными реформами (например, закон Додда-Франка и Правила Волькера действующими в США) и создание единого межнационального надзорного органа остаются открытыми.

Несмотря на то, что многие элементы Базель III остаются незавершенными (стоит отметить, что новые стандарты были разработаны в рекордно короткие сроки), и внедрение новых стандартов достаточно растянуто по времени и будет проводиться постепенно, банки уже на данный момент должны быть готовы к внедрению Базель III, так как ранее внедрение новых стандартов, будет рассматриваться, как конкурентное преимущество, не только регуляторами, но и участниками рынка.

BASEL III — УДАР ПО РОССИИ? Политосфера 16.10.2018


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: