Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения

Зрительные образы, как и любые психические, многомерны, сложны и включают три уровня отражения:

1) сенсорно-перцептивный;

2) уровень представлений;

3) вербально-логический (Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко).

Они играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. У детей с нарушением зрения формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы. Для них характерна ригидность, малоподвижность и стереотипность. Нарушения зрения накладывают отпечаток на протекание всего процесса развития образов. Так, для зрительного восприятия, как и для любой модальности, свойственна избирательность, то есть выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка. При остаточном зрении и слабови-дении, когда зрительные стимулы неточно отображаются нарушенной зрительной системой, ослабляется заинтересованность к окружающему, снижается общая активность и как следствие -избирательность восприятия.

Предметность — основной результат процесса восприятия — определяет отражение целостности объекта, его структурности и свидетельствует об его осмысленности.

Скудность информации вследствие патологии зрительной системы у частичновидящих и слабовидящих обусловливает появление такой особенности, как схематизм зрительного образа, его обедненность. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе предмета часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего. Это определяет трудности формирования образа структуры, иерархии в нем признаков объекта.

Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна константность. Это способность узнавать предмет вне зависимости от его положения, расстояния от глаз, освещенности.

Игра на развитие зрительного восприятия для детей с нарушением зрения


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: