Особенности познавательной сферы детей с ффнр

Особенности перцепции. Слуховое восприятие

Состояние физического слуха при дислалии, как правило, не отличается от нормы, при этом отмечаются особенности речевого (фонематического) слуха. Так, при акустико-фонема-тической дислалии характерно узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Система фонем редуцирована по своему составу. При сенсорной дислалии возможно нарушение музыкального слуха [4].

При подкорковой дизартрии возможны нарушения слуха по типу нейросенсорной тугоухости (прежде всего страдает слух на высокие тона). В целом при дизартрии нарушения моторного компонента артикуляции приводят к отклонениям в фонематическом восприятии, что обусловлено недостатком ар-тикуляторного опыта, отсутствием четкого кинестетического образа звука. Нарушения речевого (фонематического) восприятия носят вторичный характер.

В отдельных случаях при ринолалии врожденные небные расщелины могут повлиять на снижение слуховой функции. Также отмечаются вторично обусловленные особенности речевого (фонематического) восприятия. Звуковые образы фонем неполноценны, не расчленены вследствие искажения и не-сформированное™ фонематической системы языка (Г.В. Чиркина, 1999).

При ФФНР достаточно часто страдает тактильно-кинестетическое восприятие. Так, при артикуляторно-фонема-тической дислалии отмечается несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. При артикуляторно-фонетической дислалии наблюдаются неправильно сформированные артикуляторные позиции, которые закрепляются вследствие инертности артикуляционных навыков [6; 8]. При моторной дислалии возможно наличие ораль-

Педагогическая диагностика дошкольников


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: