Особенности поиска информации по каталогам.

Кроме поисковиков в Интернет имеются тематические электронные каталоги, в которых информация упорядочена по категориям. Поисковые каталоги – это такие места, где пользователи могут находить нужные им сайты, точно также как они находят их с помощью поисковых систем. Вносят сайты в каталоги редакторы (держатели каталога), в больших каталогах их может быть до нескольких сотен человек. Каждый следит за закрепленным за ним разделом или подразделом. Но внести информацию в каталог может и автор того или иного ресурса (сайта), воспользовавшись процедурой регистрации сайта в каталоге. В связи с тем, что каталоги создаются людьми, в отличие от ПС они лучше структурированы, и пользователь каталога получает более релевантные результаты поиска информации.

По степени сложности исполнения каталоги могут быть классифицированы на:

— подборки ссылок;

— настоящие каталоги.

Подборка ссылок содержит список сайтов по специализированной теме, является самым распространенным инструментом поиска, в некоторых случаях информация о сайтах сгруппирована в рубрики, механизмы поиска информации отсутствуют. В настоящих каталогах информация о сайтах, ссылках на ресурсы Сети упорядочена в соответствии с рубрикатором по темам (рубрикам, разделам, категориям и т.д.). Как правило, можно переключаться в режим классификации содержимого каталога по стране (региону), алфавиту, популярности (рейтингу). В отличие от подборок ссылок в большинстве каталогов имеется механизм поиска по каталогу (работа поисковых механизмов ограничивается поиском в кратких аннотациях сайтов).

Каталоги также могут быть классифицированы по степени их специализации/универсальности на:

— специализированные каталоги; — универсальные каталоги.

Специализированные каталоги содержат только ссылки на сайты по какой-то одной определенной теме. Подборка ссылок на определенную тему отличается от специализированного каталога меньшим количеством ссылок (сайтов) или они не разнесены по подкатегориям, или это разнесение незначительно. В универсальных каталогах ссылки сгруппированы по различным темам. Каждая рубрика делится на более мелкие подрубрики. По такому принципу построены каталог от поисковой системы Яндех (http:// www.yaca.yandex.ru).

Существует классификация каталогов по наличию/отсутствию в них поисковой машины для поиска по каталогу: — со встроенной поисковой машиной; — без нее.

Большиство каталогов имеют встроенную поисковую машину для поиска внутри каталога. Многие крупные поисковики совмещают в себе и каталог, и поисковую машину как для поиска в каталоге, так и в Интернете. Например, Каталог @Mail.ru (http:// www.list.mail.ru).

К достоинствам каталогов можно отнести:

1. Каталоги могут быть очень полезны на начальной стадии информационного поиска. В них обычно представлены все (или почти все) самые популярные и авторитетные сайты по интересующей пользователя теме.

2. Каталог имеет удобную древовидную структуру, что способствует релевантному поиску.

3. Можно самому задать вид сортировки сайтов в каталоге (по популярности, по дате создания и т.д.).

Недостатками каталогов являются:

1. Влияние субъективного фактора, т.к. отбор сайтов в каталог производит его редактор или редакторы.

2. У разных каталогов нет общих стандартов каталогизации. Информация по нужной теме в разных каталогах может находиться под разными темами, рубриками и т.д.

3. Производить поиск по какой-то узкой, специфической теме или конкретному вопросу может оказаться невыгодно из-за больших затрат времени, денег и сил. Лучше в этом случае использовать поисковые машины.

Эффективный поиск информации в Интернете [GeekBrains]


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: