Основные системы стихосложения

Важнейшую роль в стихосложении, т.е. в организации поэтической речи, играет ритм. Ритмом называется равномерное чередование через равные промежутки времени каких-либо однозначных явлений или соизмеримых единиц. Единицей ритма в поэзии является слог. В зависимости от этих организаций существуют различные системы стихосложения.

В VIII веке д.н.э. была создана античная система стихосложения, в основе которой лежал принцип времени, необходимого на произнесение долгих и кратких слогов (одна мора для краткого, две моры для долгого). Сочетание слогов, составляло стопу, которые различались по сочетанию одного долгого и нескольких кратких слогов. Таких стоп насчитывалось свыше тридцати.
Позже во французском и итальянском языках возникла силлабическая т.е. ударная система (от латинского sillabe – слог). В этих языках все гласные звуки произносятся очень полнозвучно и между ударными и безударными слогами нет большой разницы в произношении. Поэтому там силлабические стихи звучат стройно.

В русской поэзии силлабическая система стихосложения сложилась в XVII веке. В русском языке ударные и безударные слоги звучат совершенно по-разному, поэтому силлабический стих, не имеющий порядка в ударениях, для русской поэзии был тяжел, читался с трудом. В первой половине XVIII Тредиаковский сделал попытку упорядочить ударение на нечетных слогах («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735). Ломоносов предложил делать равномерное ударение и на четных слогах («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739).

Силлабическая система в русском стихосложении перестала существовать, новую систему назвали тонической, но не отменили равносложность (силлабику). Так возникла силла?бо-тоническая (т.е. слогоударная) система стихосложение. К середине XVIII века такой способ стал главенствующим в русской поэзии.
До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться в поэзии Некрасова. В начале XX века, с появлением дольника, который является тоническим стихом, силлабо-тоническое стихосложение перестало занимать монопольную позицию в русской поэзии; тем не менее, оно остается наиболее распространённым в русском языке.
Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы:

  • пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.
  • отсутствие одного или двух слогов в конце строки

Силлaбо-тоническая система стихосложения – это система, основанная на равномерном чередовании ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Стихотворная строка называется стихом.

Силлабо-тоническая система стихосложения. Часть 1.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: