Организационная культура — набор наиболее. важных предположений, принятых членами организации и получили выражение в заявленных ценностях, заданные людям ориентиры их поведения и действий. Эти ориентиры (цен-ые) передаются индивидуально через символические средства духовного и материального организационного окружения.
Основные положения: 1.Образцы предположений, которых придерживаются члены организации., 2.Ценностити или ценностные ориентиры, которыми мотивированно придерживается индивид, находящиеся в организации. 3.Символика, кот. демонстрирует ценные ориентиры передачи 1 и 2 положений (логотипы, история, традиции). Назначение – пропаганда ОК, передача ОК, как внутри так и вне организации.
Субъективную культуру – разделение работником образцов, предположений, цены,
веры, ожиданий, из группового восприятия организационного окружения с его нормами цены, ролями (табу, ритуалы, язык, «духовная часть», символика).Объективная культура – связано с физическим окружением в организации (здание, место расположения, оборудование, мебель, цвета..)
Содержание ОК( по Морену и Карису): Осознание себя и своего места в организации; Коммуникационная система и язык общения (использование языка, стиль устной, письменной, невербальной коммуникации, открытость коммуникации); Внешний вид, одежда, представление себя на работе; Осознание времени, отношение к нему, его использование; Взаимоотношения между людьми (по возрасту, степень формализованности отношений); Ценности; Вера во что-то и отношение к чему-то; Процесс развития работников и научение;
Трудовая этика и мотивирование (разделение, замещение работы); Что и как едят люди.
Содержание организационной культуры влияет на организационное поведение и определяется не просто суммой предположений, а тем как они связаны между собой и тем, как они формируют типы поведения.
Считается, что организационная культура складывается из 6 составляющих: Философия, задающая смысл существования организации и ее отношения к сотрудникам и коллегам; Доминирующие ценности, на которых базируется организация и которые относятся к целям ее существования либо же к средствам достижения этих целей; Нормы,разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношения в организации; Правила, по которым ведется игра в организации; Климат, существующий в организации и проявляющийся в том, как члены организации взаимодействуют с внешним окружением; Поведенческие ритуалы- это проведение в организации определенных церемоний, использование определенных выражений, знаков и т.д. Первичные и вторичные факторы, определяющие формирование орг. культуры (по Э. Шайну).
Первичные:
1) Точки концентрации внимания высшего руководства.
2) Реакция руководства на критические ситуации в организации
3) Отношение к работе и стиль поведения руководителей.
4) Критериальная база поощрения сотрудников
5) Критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации.
Вторичные:
1) Структура организации.
2) Система передачи информации и орг. процедуры.
3) Внешний и внутренний дизайн помещения организации.
4) Мифы и истории о лицах, играющих важную роль в организации.
5) Формализованные положения о философии и смысле существованиия организации.