Организация эвакуации персонала организации при чс. выбор маршрута эвакуации персонала организации при чс методом оптимизации параметров

При выборе маршрута эвакуации персонала организации при ЧС можно воспользоваться методом оптимизации параметров. Оптимизация, в данном случае, — это выбор объекта исследования с параметрами, при которых достигается максимальный эффект (Э) при заданных затратах (З), либо заданный эффект (Э) при минимальных затратах (З).

Математическая модель оптимизации состоит из целевой функции и ограничений. Под ограничениями понимают условия материально-технические ресурсы, время, особенности времени года и обстановки и др. Целевая функция может быть представлена в простом виде:

Ц=Э/З max, (1.1)

где Э – эффект–функция одного или нескольких характерных показателей (близость пункта эвакуации, качество дороги, РХБ безопасность и др.);

З – затраты на обеспечение эвакуационных мероприятий.

Эффекты и затраты можно оценить различными формами:

— технической (используют технические единицы измерения (загазованность, протяженность, средняя скорость движения на маршруте и т.п.));

— денежной (Э и З выражаются в денежных единицах или Э- в технических единицах, а З– в денежных);

— условной (Э и З оценивают в баллах, весовых коэффициентах, шкалах предпочтения и полезности).

Наибольшую точность оценки эффекта и затрат обеспечивает техническая форма, так как она предполагает использование совершенных средств измерения, наименьшую — условная форма. При решении (1.1) для упрощения задачи в ряде случаев в качестве целевой функции считают затраты

Ц=З min. (1.2)

или, полагая затраты постоянными, за целевую функцию принимают эффект

Ц=Э max (1.3)

На практике часто оптимизацию осуществляют с использованием только технических величин, поскольку дать оценку параметров в процессе разработки конструкции весьма затруднительно. При выборе, например, маршрута эвакуации математическая модель вида (1.3) решается с применением нескольких критериев оценки маршрутов, имеющих как количественные меры (протяженность дороги, загазованность, дебет источников водоснабжения и др.), так и качественные меры (удобство рельефа местности и др.).

Оптимизация ведется с учетом нескольких целей. Для каждой цели Цij (i – порядковый номер критерия оценки, j – порядковый номер конкурирующего маршрута) определяется значимость – весовой коэффициент ki. При m критериях оценки интегральная целевая функция имеет следующий вид:

Цj= ki Цij max. (1.4)

Для решения (1.4) составляется матрица оптимизации, позволяющая проанализировать конкурирующие маршруты эвакуации (таблица №1).

Обзор методов оптимизации


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: