Определение рыночной власти и положения на рынке конкретного лица.

Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.

Одним из проявлений рыночной власти является монополия.

Монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монопольные предприятия – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой. Монополистическая деятельность осуществляется на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения прибылей.

Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Чем меньше объем запасов на товарном рынке у хозяйствующих субъектов либо чем более пропорциональны соотношения поставок товарных запасов и реализации у всех хозяйствующих субъектов, тем меньше различаются показатели доли на рынке 1-го хозяйствующего субъекта, рассчитанные на основе данных о товарном предложении и фактической реализации.

При значительном объеме товарных запасов и замедлении их оборачиваемости реальная рыночная власть конкретного хозяйствующего субъекта может оказаться значительно меньшей, чем о том говорят масштабы его производства. Например, доля хозяйствующего субъекта в производстве, объем товарного предложения и объем реализации могут варьироваться таким образом, что по первому показателю — производству — предприятие будет бесспорно доминирующим (свыше 65%), по второму — товарному предложению (запасы плюс новая поставка) — оно будет в интервале оспоримого доминирования (от 35 до 65%), а подоле в реализации — бесспорно недоминирующим (менее 35%). Поэтому расчет доли на рынке по показателю товарного предложения и показателю фактической реализации очень важен. При существенном их расхождении следует провести содержательный анализ причин, чтобы обеспечить реальную (объективную) оценку рыночной власти соответствующего хозяйствующего субъекта. Предпочтительнее исчислять долю в натуральных показателях для элиминирования дифференциации цен и затем в стоимостных показателях.

Если хозяйствующий субъект производит данный товар и использует часть своей продукции для нужд собственного производства, то в общем объеме реализации следует учитывать только ту часть, которая реализуется им на рынке.

Вопросы Елене Прудниковой


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: