Говорить об эффективности процессов и процессного подхода, не затрагивая вопросов эффективности функционирования предприятия и реализации стратегии, невозможно. Даже эффективно работающие процессы, но не нацеленные на решение общекорпоративных задач, способны привести организацию к краху. Для внедрения процессного подхода в практику управления (а также для его дальнейшего эффективного использования) предприятию необходимо определиться со стратегией развития.
Для того чтобы настроить процессы на достижение общекорпоративных целей, высшему руководству компаний следует обратиться к активно завоевывающей доверие концепции Balanced Scorecard. Balanced Scorecard – это система стратегического управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору показателей, подобранному таким образом, чтобы учесть все существенные аспекты ее деятельности («финансы», «рынок/клиенты», «обучение/развитие», «бизнес-процессы»).
Определение целевых значений показателей эффективности соответствующих процессов должно производиться, прежде всего, исходя из общефирменных целевых значений показателей эффективности. В этом случае необходимо говорить именно о направлении «сверху вниз», а не наоборот.
В настоящее время вопрос оценки эффективности деятельности предприятия и процессов является не решенным, но чрезвычайно важным и актуальным. Анализируя проблемы, с которыми сталкивается большинство предприятий на практике, можно констатировать, что наиболее актуальной проблемой измерения и оценки эффективности деятельности организации и функционирования процессов для большинства управляющих является определение показателей эффективности указанных объектов (организации и процессов).
Поскольку предприятие представляет собой многофункциональный объект и является объектом ожиданий со стороны многих социально-экономических субъектов, понятие эффективности должно дробиться в соответствии с разнообразием этих субъектов и их точек зрения (рисунок 3). Поэтому эффективность предприятия должна оцениваться многокритериальным образом, включая требования всех его контрагентов и самого предприятия как экономического субъекта, осуществляющего протяженное во времени объединение производственных, рыночных и инновационно-воспроизводственных процессов.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |