Обучающая анкета.

В ходе заполнения обучающей анкеты решаются две задачи: выяснение того, что есть в опыте обучаемого (изучение), и сообщение нового (обучение).

Разработанная нами анкета отвечает основным требованиям, предъявляемым к анкете, за исключением одного, которое и определяет ее отличие: для реализации обучающей специфики анкеты вопросы подбираются и формулируются так, чтобы постепенно подвести учащегося к правильному ответу. Проверить результаты такого обучения можно с помощью тестов, которые специально введены нами в структуру анкеты.

Демографическая часть анкеты носит условный характер и может быть ориентирована на получение дополнительных сведений, например, об общей подготовке, интересах обучаемых и т.д.

На каждый вопрос анкеты предлагаются возможные варианты ответов с соответствующими заданиями: из ряда ответов на вопрос предлагается выбрать правильный (multiple choice); расположить их по значимости (ranging); соотнести один объект с другим (matching).

Таким образом, при разработке анкеты необходимо выделить объекты, на которые будут направлены вопросы. В форму анкеты хорошо вписываются следующие объекты: понятие — определение; цель — вид деятельности; факт — отличительный признак; данное -искомое; намерение — результат; условие — результат; причина -следствие; значимость различных факторов и т.д.

Затем формулируются вопросы. При этом методически важно обеспечить в прямых и косвенных вопросах повторяемость объектов.

Время заполнения анкеты строго ограничивается. Анкета может быть снабжена ключами. Обработка результатов включает: проверку по ключу, подсчет очков, определение ранга (оценка). Оценка может быть дана на занятии самими обучаемыми. Затем результаты обсуждаются, особенно те, которые вызвали разногласия. Ситуация используется преподавателем для сообщения дополнительной информации и уточнения индивидуальной программы работы обучаемого.

По месту в учебном процессе обучающие анкеты могут быть разделены на три группы: вводные, промежуточные, заключительные.

Проиллюстрируем технологию подготовки и использования вводной анкеты при обучении письменному выражению мыслей (ПВМ) в языковом вузе. Абстрагируясь от этой конкретной иллюстрации, будем иметь в виду, что технология разработки, проведения, оценки результатов и включения обучающей анкеты в учебный процесс универсальна и может быть использована при работе с другими видами речевой деятельности.

При обучении ПВМ вводная анкета направлена на выявление степени осведомленности учащихся в области ПВМ. Кроме того, сообщаются теоретические сведения по ПВМ. Таким образом, анкета знакомит учащихся с курсом обучения и одновременно является частью диагностической работы (анкета + изложение + сочинение). В анкету входят вопросы о сущности понятия «письменного выражения мыслей», о видах письменных работ, которые выполнялись в школе, и о тех, которые необходимо выполнять в вузе; о целевой направленности различных видов письменных работ; о влиянии обучения ПВМ на овладение устной речью и на качества личности.

Промежуточные анкеты используются для формирования системы понятий в ходе ознакомления с новой теорией ПВМ.

Заключительная анкета направлена на выяснение мнений обучаемых о приемах, использующихся при обучении ПВМ. Одновременно решается задача систематизации новых приемов в сопоставлении с традиционными. Анкета является частью заключительной проверочной работы и завершает начальный курс обучения ПВМ. В нее входят вопросы об условиях и способах ознакомления с теоретическим материалом, о типах упражнений, формах проверки, распределении учебного времени, об объективных и субъективных трудностях.

[TUTORIAL] Обрабатываем аву. Анкета и лайки ВК.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: