Научный аппарат исследования определяется на начальном этапе работы и описывается во введении. Научный аппарат исследования (иногда его определяют как понятийный аппарат) составляют его актуальность, цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, новизна и теоретическая и практическая значимость. Для выпускной квалификационной работы по специальности «Дизайн» в научном аппарате рассматриваются актуальность, цель, задачи, методы исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость. Гипотеза выдвигается при желании дипломника.
Актуальность исследования показывает значимость выбранной темы дипломной работы на современном этапе.
Проблема исследования во многом обуславливается сложившимися противоречиями в той или иной сфере человеческой деятельности.
Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) будущего результата, того, что мы, собственно, стремимся получить по его завершению.
Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.
Методика исследования — это совокупность методов, приемов, способов исследования, их субординация и порядок применения, при помощи которых дипломнику удалось решить поставленные задачи и получить определенные результаты.
Новизна исследования показывает, что нового в развитие теории, уточнение ее положений или понятий внес дипломник.
Теоретическая значимость определяется результатом, который был получен впервые, либо подтвержден, обновлен, уточнен или нашел дальнейшее развитие в ходе решения поставленных в исследовании задач.
Чаще всего в дипломных работах (в силу объема проводимого исследования) полученный результат носит, прежде всего, практический характер. В этой связи практическая значимость исследования – это рекомендации или результаты использования данных исследовательской работы в дизайнерской практике.