Наблюдатель — это транс

Мы уже знаем, что наблюдатель использует определенные стратегии, для того чтобы направлять внимание на те объекты, которые, как ему кажется, помогут справиться с болью утраты бытия. Как мы уже упоминали раньше, можно назвать наблюдателя высочайшей функцией личности. Но именно личности, а не Сущности. Наблюдатель создает объекты посредством наблюдения. Сущность представляет наблюдение без объекта, которое Г. И. Гурджиев называл объективным сознанием. Чтобы выйти за пределы наблюдателя и пережить опыт объективного сознания, мы должны понять, что наблюдатель есть транс, или застывшее состояние сознания, которое в процессе нашего роста и развития личности стало для нас привычным и естественным. Это приводит к противоречию. Мы понимаем, что наблюдатель — это субличность, и в то же время хотим пережить опыт объективного сознания, но присутствует ли наблюдатель в этом состоянии? Нет, поскольку наличие наблюдателя подразумевает также наличие наблюдаемого объекта. В состоянии объективного сознания — за пределами наблюдателя — наблюдатель и наблюдаемое сливаются и становятся единым целым. Всякая двойственность при этом исчезает, и остается лишь наблюдение без наблюдаемого объекта. Наблюдатель представляет собой транс, поскольку он остается застывшим, неподвижным и разделенным на множество частей. Как упоминалось в книге «Квантовое сознание», существует бесконечное количество наблюдателей, каждый из которых наблюдает за своим собственным объектом.

Как психологические, так и духовные системы ставят целью развитие качеств наблюдателя для достижения прогресса в личностном росте. Но для того чтобы выйти за пределы наблюдателя и его переживаний и обрести состояние Сущности, нам необходимо развенчать наблюдателя и понять, что он является ограниченным, неподвижным и плотным сгустком недифференцированного сознания. Иными словами, когда недифференцированное сознание уплотняется, оно превращается в самосознание и порождает наблюдателя; последний, хотя и является высочайшим проявлением личности, все равно остается в пределах двойственности «субъект-объект* и поэтому относится именно к личности, а не к Сущности. Заметим, что высшая ступень раджа-йоги называется единое, или самадхи, или «не-я» — следовательно, нет ни наблюдателя, ни наблюдаемого, а только чистое сознание без объектов.

Чтобы достичь этого состояния, сначала научимся воспринимать наблюдателя как разновидность транса, при котором мы сужаем свое внимание и сливаемся с объектом наблюдения. Затем мы разрушим этот транс; и тогда состояние объективного сознания, изначально присущее нашей природе, возникнет само. Нам нужно лишь освободить для него пространство и позволить ему войти.

Эффект наблюдателя


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: