Музыкального произведения

Музыкальная форма существует в единстве с музыкальным содержанием и образует творческую художественно выразительную систему, именуемую музыкальным произведением. Музыкальная форма подразумевает музыкальное сочинение как единство стиля, жанра, содержания, языка и строения, характерного для данного исторического времени и автора.

Музыкальный стиль – это исторически сложившийся тип музыкального мышления, идейно-художественных концепций, тем, образов и средств их воплощения.

Ключевое слово понятия «стиль» – мышление, ибо как композитор мыслит, так он и творит, а по творчеству познают мысли и чувства художника. В понятие стиля включены три главных элемента: 1) историческая эпоха, формирующая мировоззрение композитора, 2) основные идеи и характерный тип содержания, раскрываемый в большинстве его сочинений,
3) индивидуально-самобытные средства выразительности. Ярче всего о почерке автора свидетельствует язык его произведений, именно он в первую очередь ориентирует слушателей на определение принадлежности сочинения к тому или иному стилю. В истории музыки известны следующие стили:

– ars аntiqua, – ars nova, – строгий стиль, ренессанс, – свободный стиль, барокко, – венский классический стиль, – романтизм, – импрессионизм, – русский классический реализм, – экспрессионизм, – неоклассицизм, – неоромантизм, – авангардизм, – додекафония, серийная музыка, – фольклорная музыка, – неофольклоризм, – модерн, – конструктивизм, – алеаторика, – сонористика, – минимализм, – конкретная музыка, электронная музыка, – полистилистика, – пуантилизм, – стилизация.

Музыкальный язык – это вся совокупность исторически сложившихся средств музыкальной выразительности.

Ключевое слово понятия «язык» – средства, благодаря которым музыка, например И.-С. Баха, отличается от музыки Л. Бетховена, М. Мусорского – от Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева – от Д. Шостаковича. Средства выразительности являются наиболее специфическими и авторскими чертами музыки. Все средства выразительности делятся на две группы:

I II
– мелодия*: – тембр**,
– ритм, – регистр,
– метр, – диапазон,
– лад, – темп,
– тональность, – агогика,
– гармония, – динамика (громкостная; степень интенсивности и напряженности внутреннего развития произведения),
– фактура. – артикуляция как совокупность средств исполнительского мастерства.

Анализ музыкального произведения 1 часть.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: