Морально-этические и социально-правовые проблемы в науке.

— ученый в общественном сознании (жизнь, быт, судьба, восприятие людьми);

Это очень серьезная проблема. Сфера науки не может в принципе быть до конца понятой широкому кругу людей. Известными среди ученых — и современников, и исторических личностей – остаются лишь те, кому уделяли внимание журналисты или знаменитые деятели культуры и общества, чьи работы оказались волею судьбы в центре общественного внимания. Человечество вообще помнит героев, в то время как основная часть ученых, в том числе очень значительных, основную часть жизни тратят на незаметную для общественности работу, часто нудную и скучную. Поэтому малообразованные и малокультурные обыватели во все времена воспринимали ученых как нахлебников, паразитов на теле общества, при этом людей странных и бесполезных. Этому представлению нередко способствовала власть, когда надо было найти виновных в различных бедах народа.

Между тем, внимательное знакомство с судьбами даже великих ученых сразу обнажает печальную правду жизни – трагические страницы, которыми испещрена история науки. Немало из тех, кто обогатил человечество своими открытиями, при жизни терпели лишения, нужду, непонимание коллег и унижение со стороны окружающих, а нередко заканчивали свой век в психиатрической клинике. Но и без таких трагедий жизнь больших ученых редко складывается благополучно.

— авторский приоритет;

Приоритет в научных открытиях, в отличие от других сфер творчества и практической деятельности, менее очевиден и определен. Это связано со спецификой научного творчества, о чем было сказано выше. Поскольку любое научное открытие будет обязательно открыто, когда к этому созреют условия, можно с уверенностью сказать, что в истории науки остается много нераскрытых имен ученых, могущих претендовать на приоритет в том или ином открытии.

Осознание учеными необходимости закрепления приоритета на свои исследования пришло в XVII веке, когда придумывались различные способы заявить право на идеи, как на собственность (письма коллегам по многим адресам, зашифровка идей в виде криптограмм и т. п.).

В настоящее время эта тема приобрела другие очертания. Плагиат стал массовым явлением, чему способствовали электронные сети, поскольку факт заимствования, так же, как и простая перекачка электронных текстов, стали слишком доступны, нередко используются, например, студентами при подготовке контрольных, курсовых и дипломных работ. Однако, увы, эти же способы применяются недобросовестными научными работниками в работе над статьями, монографиями и диссертациями.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БУДУЩЕГО


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: