Модель культуры и ее репрезентирующая функция в учебниках иностранного языка.

Культура как часть содержания обучения иностранным языкам представляет собой хранящиеся в большой или малой социальной группе знания, нормы и отношения. Знания, нормы и отношения традиционно существуют в сообществе людей и передаются от поколения к поколению, объединяя его членов коллективно разделяемыми ценностями, позволяя отличить «своего» и «чужого» и обусловливая сопротивление влиянию иных культур.

Сегодня мировая культура трактуется (в семиотике, культурологии, теории межкультурной коммуникации) как большой текст. Информация в нем представлена в вербальных и невербальных языках культуры, элементами которых являются знаки культуры. Представим данную позицию в схеме 1, которую мы позаимствовали из работ Семенюченко Н.В.

Схема №1

Культура как текст
? U U a
Вербальный язык U U Невербальный язык
U U
Знаки культуры N O Знаки культуры

Учебник, репрезентирующий и ретранслирующий культуру, тоже должен представлять собой некий единый текст, в котором информация передается вербально и невербально. Учебник-текст есть знаковая система. Мы согласны с Д.Д. Зуевым, В. И. Рывчиным, Н. В. Семенюченко в том, что вербальный и невербальный ряды по отношению к учебник, – его подсистемы, содержащие в себе информацию о фактах ИК и выполняющие а) репрезентирующую и б) ретранслирующую функции [схема 2]. Действительно, посредством данных систем учебник а) способен адекватно, не искаженно представить ментальное пространство народа, все его типичные черты, все доминантные ценности; б) способен не только знакомить с историей, политикой, социальными отношениями, философией, литературой и другими сферами, образом жизни и бытом, не только дать знания, но и объяснять систему ценностей народа, чтобы разрушить стереотипы, снять предубеждения и барьеры, обеспечить понимание чужого через личное. Рассмотрим схему №2, взятую нами из совместной работы Семенюченко Н.В. и Завершинской Т.А.

Схема №2

Учебник как текст

1.1 Основные этапы истории понятия Культура


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: