Методы наказания и поощрения

В общении руководителя с подчиненным особое место занимают методы наказания и поощрения. Один из таких методов известен как «кнут и пряник». Причем все психологи второй половины XX в. убеждены, что «пряник» гораздо предпочтительнее «кнута» и много эффективнее при управлении людьми. «Управлять подчиненными по их положительным отклонениям!» – вот лозунг сегодняшнего дня. Это не значит, конечно, что наказания как вид управленческого воздействия вот-вот отомрут. Это значит лишь, что не они положены в основу деятельности руководителя, стремящегося чего-то добиться от подчиненных. Методы наказания и поощрения

Методы наказания конфликтогенны, так как они:

  • снижают самооценку работников, нарушают их психологическое равновесие;
  • порождают страх совершения ошибок;
  • не способствуют устойчивому росту производительности;
  • плохо обучают, так как человек в этом случае учится в первую очередь избегать наказания, а не формировать «правильное» поведение.

«Положительные подкрепления» (поощрения, вознаграждения) действуют эффективнее, чем «отрицательные».
Они много лучше «обучают» подчиненных, психологически закрепляют образцы требуемого поведения, способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе, повышают самооценку людей, успешно «мотивируют» их на производительный труд и т. д.

Применение столь привлекательных мер управленческого воздействия, как поощрение, вознаграждение требует соблюдения определенных правил:

  • вознаграждение должно быть конкретным, то есть за исполнение поручения, задания, за действие или поступок, а не за достижение всем магазином благополучных показателей;
  • вознаграждение должно быть безотлагательным;
  • вознаграждение должно быть достижимым, то есть поощрения заслуживают любые, в том числе и самые малые успехи, а не только «выдающиеся достижения в труде»;
  • вознаграждения по возможности лучше делать нерегулярными и непредсказуемыми;
  • малые награды иногда оказываются эффективнее больших.

Очевидно, что чем больше руководитель поощряет подчиненных, тем меньше ему приходится прибегать к наказаниям.
Ну, а если уж все-таки пришлось, то следует иметь в виду, что:

  • реакция на проступок подчиненного должна быть немедленной;
  • наказывают за нежелательное поведение всех провинившихся, а не только «зачинщиков»;
  • постепенное нарастание меры наказания нецелесообразно: лучше сделать первое же наказание таким, чтобы вторичного его применения уже не потребовалось;
  • наказывая, не следует забывать внятно растолковывать подчиненному желательный образец поведения;
  • говорят, что японские менеджеры наказывают только за повторяющиеся ошибки – может быть, стоит остановить карающий меч?

Поощрение и наказание детей


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: