Методы и средства обучения

Методы обучения (способ познания) — это упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на эффективное решение учебно-воспитательных задач. Среди методов обучения выделяют два вида: метод обучения как инструмент деятельности учителя для выполнения руководящей функции — научение, а также метод обучения как способ познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями. Общие методы обучения является многомерным педагогическим явлением, которое включает в себя ряд аспектов: •гносеологический (соответствие закономерностям познания); •логико-смысловой (использование методов обучения в соответствии с законами мышления и содержания учебного материала); •психологический (учет психологических механизмов познания); •педагогический (достижения учебной цели) Средства обучения — это разнообразное учебное оборудование, которое используется в системе познавательной деятельности (книги, тетради, лабораторное оборудование) В дидактике существуют различные подходы к классификации методов:

1) по источникам знаний и характером восприятия информации (Верзилин);

2) по характеру логики познания ( Лернер,Скаткин);

3) по степени проблемности усвоения знаний и уровнем учения (Махмутов);

4) на основе целостного подхода к процессу познания (Банско)

Наиболее распространенной является классификация методов обучения по дидактической целью и функциональной направленностью На основе этого подхода выделяют три группы методов: по источникам знаний, по характеру логики пиз знания, по уровню самостоятельной мыслительной деятельности.Если компьютер используется только как средство учебной деятельности, то его функции мало чем отличаются от тех, которые он выполняет в рамках других видов деятельности. Возможности применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций.

Выполнение функции обучения — наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении. Задачи применения компьютера в обучении:

1) обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3) повышение наглядности учебного процесса;

4) поиск информации из различных источников;

5) моделирование изучаемых процессов или явлений;

6) организация коллективной и групповой работы.

По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий.

Разумова Л.П. Педагогика. Л4. Методы обучения


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: