Методология

— система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.Основные метод подходы в педагогике: Системный подход (Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин). Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты пед процесса — педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов. Личностный подход (Зимняя, Роджерс) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры. Задача воспитателя: соз условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Деятельностный подход (Леонтьев). Деятельность — основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребёнка. Культурологический подход Основание: аксиология — учение о ценностях и ценностной структуре мира. Этнопедагогический подход. Воспитание с опорой на национальные традиции, культуру. Методы пед-х исследований — пути и способы познания объективной реальности педявлений. Классификация методов исследования: Теоретические методы. Научно-прикладные методы. Экспериментальные. Пед эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Подразделяются: По масштабу: глобальный; локальный; микроэксперимент.По цели: констатирующий (изучаются существующие педагогические явления) проверочный уточняющий (проверяется гипотеза); формирующий — созидательный, преобразующий (в процессе создаются новые педагогические явления).По месту проведения: естественный;лабораторный.Этапы пед-го исследования: Определение проблемы и постановка цели. Предмет и объект исследования. Построение рабочих гипотез.Выбор методов исследования.Проведения исследования и оформление результатов.Внедрение в практику.Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В рамках педагогического эксперимента используется комплекс теоретических и эмпирических методов. Выделяют след этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический— количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Методология Ломброзо на примере известных людей


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: