Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постмодернизме

Структурализм– это направление в социально-гуманитарном познании ХХ в., нацеленное на выявление структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, которые сохраняют свою устойчивость при различных преобразованиях. Структурализм претендует на универсальность в гуманитарных науках, и возник в литературоведении и искусствоведении еще в 30-е годы. Формирование философского направления связано с концепциями лингвиста Ф. Де Соссюра, американской школы семиотики, русского формализма, структурной антропологии К.Леви-Стросса (1908 – р), структурного психоанализа Ж.Лакана (1901-1981), структуры познания М.Фуко и др. В сущности, структурализм пытается выявить глубинные универсальные ментальные структуры, которые проявляются в обществе на всех уровнях: начиная с бессознательных психологических моделей, артефактов и включая искусство, философию, математику, литературу, архитектуру, язык и т.д. Как особое мировоззрение, структурализм пытается выявить универсальные структуры общества, исследуя мифы (Леви-Стросс), интерпретируя бессознательное с точки зрения его текстуального характера, укорененного в языке (Лакан), выясняя скрытые связи (коды, парадигмы) между институтами общества, идеями, обычаями и отношениями власти.

Постструктурализм объединяет в себе ряд подходов в философском и социально-гуманитарном познании, для которых характерна критика структурализма («вторая волна структурализма»), попытка решения обозначенных в структурализме проблем, создание новых приемов «открытого» чтения, выявление парадоксов при познании человека и общества с помощью языковых структур, поиск новых моделей смыслопознания, выходящих за рамки структуры (тело, жест, аффекты, власть, отношение господства и подчинения, желание и т.д.).

Основные критики структурализма — Лакан, Деррида, Фуко, Барт, Кристева, Делез, Лиотар, Апель — при всей разнообразности позиций, работали на обоснование нового принципа мышления, в котором основные параметры связаны с символом, знаком, пониманием Другого, воображением и т.д. [О методе деконструкции – см. часть 2, тема 3].

Постмодерн(«суперструктурализм», «трансавангард») оформился на рубеже 70-х гг. в широкую концепцию культуры. Складывающийся своеобразно в литературоведении и искусствознании, архитектуре и религиоведении, социологии, культурологии, философии, а затем заявленный как маргинальный философский дискурс, как «постмодернистское состояние» (Лиотар), он распространил свое влияние на все сферы культуры и общества. Возникновение постмодернизма было неопределенной, но устойчивой характеристикой стилевых и общеметодологических изменений (в искусстве, литературе, архитектуре и т.п.).

Ставится под сомнение существование в современных условиях в гуманитарной сфере смысла как такового, ибо произведение оказывается полем столкновения трех самостоятельных сил: авторского письма, читательского понимания и семантических структур текста, каждый из которых навязывает свой «модус обозначения».

ÜberMarginal \


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: