Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза

Вторичный синтез — этап работы, который предполагает обобщение по произведению, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.

В обобщении предусматриваются уточнение идеи произведения и помощь детям в осмыслении их читательской позиции. Обычно на этом этапе используются такие приемы работы, как беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами, заключительное слово учителя.

Например, после анализа рассказа Н.Носова «На горке» можно обратиться к детям с вопросами и заданиями:

С какого момента мы начинаем сочувствовать Котьке? Найдите в тексте и от эпизод.

— Как вы думаете, что испытывал Котька, когда по требованию ребят
«стал посыпать горку снегом»? (Радость, облегчение, желание исправить свой
промах.)

Как вы думаете, дружили дети, о которых мы прочитали? Чему научила Котьку история с горкой и песком?

— Изменился ли Котька к концу рассказа?

— Подберите к рассказу пословицу, наиболее соответствующую его главной мысли:

На всякое хотенье есть терпенье. Ум хорошо, а два лучше. Поспешишь — людей насмешишь. Умел ошибиться — умей и поправиться.

Или:

— Какой рассказ мы прочитали: веселый или грустный?

— Над кем мы смеялись?

— Это был добрый смех или злая насмешка?

— А сам Котька посмеялся над собой?
Понравились вам ребята, о которых мы читали?
А Котька?

— Мы прочитали очень веселый, добрый — юмористический рассказ детского писателя Николая Николаевича Носова.

Перечитывание — это особый вид читательской деятельности. Если произведение затронуло чувства читателя, вызвало его размышления, то после завершения чтения он испытывает потребность еще раз вернуться к прочитанному, воссоздать в своем воображении отдельные эпизоды, перечитать поправившиеся отрывки. У неопытного читателя такую потребность нужно воспитывать, нужно помочь ему реализовать смутное желание еще раз «пережить» произведение. Однако учителю следует помнить, что бесцельное перечитывание текста не может увлечь младшего школьника. Обращение к тексту должно быть оправдано какой-либо новой поставленной задачей, например подготовкой к чтению по ролям, к пересказу, к выразительному чтению (см. главу 3 «Методика навыком чтения» и раздел «Методики развития речи учащихся»), отбором материала для характеристики главных героев. В последнем задании может быть предложена определенная система:

внешний вид;

-поступки;

-прямая речь героя;

-высказывание других персонажей о герое;

— его собственные мысли.

Глаз Волка. Художественный фильм.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: