В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения прочных знаний.
Формы учебных занятий кроме прочих можно разделить на две группы:
а) занятие в учебном кабинете:
— тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
— комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 2-3 видов творческой деятельности);
— игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
— итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);
б) выездные занятия:
— учебные экскурсии;
— походы;
— практические занятия на местности.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет сочетание разных форм занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
1этап – организация;
2этап – теоретическая часть;
3этап – практическая часть;
4этап – окончание занятия;(Приложение 2)
Пример внеурочного занятия.
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Месягутовский педагогический колледж