Методические рекомендации по выполнению самостоятельных заданий

Основным методом изучения литературы, безусловно, является ее чтение. Однако существует и ряд формализованных методов изучения литературы, подготовки разнообразных учебных работ.

Метод контент-анализа может применяться для точного изучения более или менее значительных массивов источников, например при написании учебной работы по определенной теме. Суть этого метода заключается в выделении в изучаемом источнике так называемых компонентов содержания, которые становятся единицами наблюдения. Контент-анализ представляет собой технику для объективного анализа содержания текста. На основании анализа массива выявленных понятий и их сопоставления с внеконтекстными характеристиками можно делать разнообразные качественные выводы.

Наиболее простым является простой подсчет частот появления в текстах различных слов или тем. Однако, просто частота появления того или иного слова или темы мало что говорят. Так, например, в текстах могут использоваться разнообразные синонимы одного и того же термина или более узкие\широкие понятия.

Первой и наиболее ответственной задачей контент-анализа является определение исследуемых элементов текста — единиц наблюдения. В качестве таких единиц могут выступать понятия, законченные суждения, высказывания о фактах и событиях и их интерпретация, имена людей, цитаты, библиографические ссылки и т. д. Единицы наблюдения должны в своей совокупности отражать основное смысловое содержание исследуемой темы и каждого конкретного информационного ресурса – образовывать семантическую сеть. Единицы наблюдения определяют путем анализа основной литературы по теме (в том числе учебной и справочной), различных элементов вспомогательного аппарата реферируемых источников, например, вспомогательных предметных указателей в изданиях. При этом студенту следует иметь в виду, что интересующие его смысловые единицы опосредованы особенностями языка текста, и в разных источниках один и тот же объект наблюдения может обозначаться разными словами и т.д.

Очевидно, что от качества составления семантической сети во многом зависит качество результатов анализа. Контент-анализ текстов с использованием семантических сетей иногда называют концептуальным анализом. Сфера его применения довольно широка. Так, в частности, из истории разведки известно, как по изменению в специальной литературе частоты упоминания тем, фамилий, названий делались определенные достоверные выводы.

Существенное значение имеют не только наличие или отсутствие единиц наблюдения в тексте, но и связей между ними. Для этого обращают внимание на совместную встречаемость терминологии, логические и ассоциативные связи терминов и личных имен.

При этом каждое понятие, многократно повторявшееся в различных местах текстов, представляется в сети единственным элементом. Для отображения в один элемент сети различные формы слов, приводятся к общей грамматической форме. К каждому понятию сети предлагается список других понятий, в сочетании с которыми логически или ассоциативно связано, а также список всех его вариантных форм. Так происходит аккумулирование информации, касающейся понятий, которая ранее была разбросана по всему тексту.

Светлана Смирнова о тренерских сертификатах WFF-WBBF


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: