Методические материалы для преподавателей

Настоящие методические материалы предназначены для преподавателей, использующих данный учебно-методический комплекс. Использование предложенной методики позволит преподавателю выполнять не только непосредственно-обучающие, но и консультационные функции, осуществляя информационную и методическую поддержку самостоятельной работы студентов различных форм обучения по написанию учебных работ.

В данном случае учитывается, что любая учебная работа в той или иной степени содержательно включает как реферативный (обзорный) блок, так и технологически – процессы поиска и обработки (реферирования) источников информации с целью подготовки этого блока. Готовя студентов к выполнению этих задач на лекционных занятиях в рамках настоящей дисциплины, следует предоставить им возможность обращения за текущими\дополнительными консультациями впоследствии. Особенно удобны в данном случае дистанционные методы контактов и консультирования, например, посредством INTERNET – технологий.

Основное внимание в рекомендациях акцентируется именно на учете технологических аспектов реферирования, причем реферирование понимается как учебный и научно-вспомогательный метод аналитико-синтетической обработки информации, складывающийся из последовательных этапов, процессов и операций. Таким образом, наша основная задача — дать конкретные рекомендации по каждому из процессов написания учебной работы и предложить пути выполнения каждой операции.

Реферат представляет собой сокращенное изложение содержания источника информации, его части или группы источников с основными фактическими сведениями и выводами. В процессе реферирования из документа вычленяются основные темы и дается их пересказ, базирующийся на текстовой лексике и сохраняющий логическую структуру источника. В отличие от рецензии реферат не предполагает анализа, интерпретации и критической оценки содержания источника.

В процессе написания работы могут быть востребованы различные жанры рефератов, основывающиеся как на объеме и характере реферируемых источников, так и на степени аналитико-синтетической обработки информации. Предлагаемые жанры рефератов отличаются друг от друга возрастающим уровнем сложности К основным жанрам рефератов принадлежат:

1. Реферат по отдельному источнику. Предполагает реферативное изложение содержания источника, однако не ограничивается только им. В реферате также должна даваться историческая и биобиблиографическая справки об авторе реферируемого источника, его значении в соответствующей дисциплине, общие положения, необходимые для понимания существа избранной темы. Необходимо также учитывать рецензии и отзывы на реферируемый источник.

2. Реферативный тематический библиографический указатель Представляет собой перечень литературы по определенной теме. Библиографическое описание каждого источника должно сопровождаться своего рода мини-рефератом, характеризующим его в целом. Структура и элементы такой характеристики таковы: краткие сведения об авторе источника; обобщенная характеристика темы; указание типа, жанра и формы источника (книга: монография, сборник, статья: журнальная или газетная и . д.); указание на целевое и читательское назначение источника; характеристика стиля и языка документа (т. е. степени доступности)

3. Реферативный обзор по теме. Реферативное изложение более или менее широкого круга источников по определенной теме.

Методические материалы как продуктивный результат педагогической деятельности


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: