Метафора многоуровневая комбинированная

Иногда проблема, требующая разрешения, настолько сложна и многогранна, что одна метафора не спасает положения. Приходится разбивать сложную проблему на несколько мелких и последовательно решать, сочетая метафоры с рационально-логическим рассуждением.

К сожалению, метафора не всегда служит добру. Ведь при всем ее разнообразии она — лишь иллюстрация и не позволяет создать полную картину действительности, но успешно создает иллюзию полноты. При умелом подходе с помощью метафоры можно доказать любую идею — даже самую жестокую и ложную. Особенно опасно это явление потому, что метафора обращается к глубинной, некритичной части нашей психики.

Вся политическая и бытовая демагогия, все детские дразнилки и взрослые ярлыки построены на использовании метафор.

Как же противостоять любителю использовать метафоры во зло? Самое главное — вынуждать его спорить открыто и на равных, переходить на язык конкретных аргументов и фактов, в котором он обычно не силен.

Вот несколько приемов.

• Оперативное создание контрметафор.

Пример. Начальник создает подчиненным отвратительные условия работы, но требует высоких результатов. В ответ на претензии и жалобы привычно отмахивается: “плохому танцору всегда пол мешает”. Такому можно ответить: “Конечно. Особенно если пол из одних дырок, а кое-кто, обязанный их заделать, свои обязанности не выполняет”.

• Снижение значимости самой метафоры. (Интересно, и где же вы такой бред вычитали?)

• Унижение любителя метафор. (Я-то думал, что у вас своя голова на плечах, а вы только чужие мысли повторять умеете, и те не первой свежести.)

• Разоблачение метафоры. (К чему вы тут говорите: “что позволено Юпитеру, то не позволено быку”. Это вы себя, что ли, Юпитером считаете? По мне, так вам до быка — расти и расти.)

• “Косить под дурачка”. (Мы люди простые, академиев не кончали, так что вы нам попроще объясните. Лучше всего фактиков дайте, да побольше.)

• Прямое отвержение разговора на иносказательном языке и требование перейти на язык рациональный. (Мы не на конкурсе поэтов, поэтому давайте четко и по делу.)

Примечание. Понятно, что использование этих приемов открыто не всегда возможно. Однако внутреннее проговаривание контрдоводов позволяет не “сломаться” психологически под действием столь “весомых” аргументов.

Последний вопрос: как же научиться использовать в работе такое разнообразие метафор? Ответ прост и сложен одновремено: надо постепенно учиться гибко и оперативно мыслить, формулировать идеи и образы, говорить красиво и доступно. Материал же для работы в изобилии поставляют гуманитарные науки, да и сама жизнь. Нужно просто подмечать, анализировать и запоминать яркие случаи и эпизоды. А в нужный момент они сами всплывут в голове. И ни в коем случае не стоит пренебрегать навыками конкретно-логического мышления. В паре с навыками мышления образного они становятся великолепным инструментом общения и убеждения.

Евгений ПЯТАКОВ,
психолог,
Москва

Комбинированная система отопления: теплые полы и радиаторы // FORUMHOUSE


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: