Макс вебер о влиянии протестантизма на формирование экономических и социально-трудовых отношений

В отличие от своих современников-социологов, также занимавшихся изучением социальной сущности капитализма, например, Вернера Зомбарта, М. Вебер рассматривал рост рациональности в обществе не как причину возникновения капитализма. К примеру, так было Германии, где дух рационализма был развит более всего, а вот во Франции капитализм был развит менее всего. И наоборот, капитализм быстро начал развиваться в Нидерландах, Англии, Германии и США.

Макс Вебер раскрывает основную причину развития капитализма в этих странах: именно здесь в основных социальных группах произошел отказ от традиционной католической религии и зародился протестантизм. Выявление этой причинно-следственной связи позволило ему сделать вывод о том, что именно протестантизм явился тем фактором, который изменил традиционный способ экономических действий.

М. Вебер рассматривал протестантизм как новую религиозную этику в виде средства, принципиально изменяющего традиционный способ мышления человека той эпохи, сильнее, чем какие-либо рациональные и силовые методы. И причина возникновения капитализма как иной системы взаимодействия кроется не в рациональном, а как раз в иррациональном – в новых нормах мышления и поведения, задаваемых протестантизмом и, безусловно, принимаемых человеком[4].

Протестантизм изменяет отношения человека к экономическим объектам: экономическая деятельность приобретает гораздо большую ценность, чем при католицизме. Если раньше только духовная деятельность считалась достойной настоящего христианина, то теперь мирская профессиональная деятельность стала как бы тоже священной, и в ней человек исполнял свой религиозный долг. Но если лютеранство, как и католицизм, отрицало стремление к деньгам как нечестивое дело, то кальвинизм в большей степени способствовал развитию экономической жизни. Кальвинизм признает одним из основных догматов избранность к спасению души. М. Вебер считает, что благодаря кальвинизму, в общественном сознании формируются такие ценности как индивидуальная ответственность за свои дела, самостоятельность, обязательность и честность, столь необходимые для развития нового капиталистического мира. Кроме того, кальвинисты отрицают необходимость посредников между человеком и Богом, и даже церковь, по их мнению, не выполняет этой функции. Нет ничего божественного в рукотворном, поэтому отрицается значение обрядов и культовых предметов как священных, тем самым Бог существует в некоем трансцендентном мире, т.е. в жизненном мире нет ничего для человека мифического. Так возникает необходимая для капитализма рационализация жизни.

МАКС ВЕБЕР О ВЛИЯНИИ ПРОТЕСТАНТИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Диспут с протестантом о Церкви


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: