Лекция гаспарова б.м.

Феноменология Пушкина

Пушкин – императивный культурный миф: нет области, темы, говоря о которой, можно было бы не коснуться Пушкина.

Это началось в 20ые гг 19 года

Пушкинский текст накапливается. Чем больше накапливается, тем меньше шансов его избежать. Мы невольно в нем участвуем и увеличиваем его, он неизбежно увеличивается. Чем он больше возрастает, тем больше заметно, что больше разговариваем между собой, чем с Пушкиным. Разговор идет через голову Пушкина. Мы вступаем в диалог с другими метапушкинскими текстами.

Напоминает излюбленный прием самого Пушкина: обращаться через голову читателя. Нельзя быть уверенным при прочтении текста Пушкина, что за нашей спиной не стоит кто-то, кто разговаривает с автором, насмехаясь над нами.

Механизм запускается самим Пушкиным. Он запускает его и сам становится его элементом.

Сама знаменитая фраза «солнце русской поэзии закатилось», произнесённая в некрологе (Раевским или Одоевским), ..

Ассоциация с мемуарами Шатобриана, которые в то время были очень известными. Название: «Мемуары из-за могилы». Он гвоорит, что после Наполеона эффект был, как после заката солнца.

Александр во время своего египетского похода был провозглашен сыном солнца, Амона-Ра.

В серебряном веке начинается спор: кто является эхом Пушкина. Блок (имя!), Кузьмин (лицо). Вне литературы: Скрябин. Его «Прометей» должен был быть поставлен на восходе солнца.

Другие силы тоже имеют в виду пушкинское солнце. Футуризм, Крученых. Солнце ушло, это хорошо, есть электричество. Намеки у Мандельштама: «и вчерашнее солнца на черных носилках несут».

Ходасевич назвал нападения на Пушкина периодами затмения пушкинского солнца.

Можно вспомнить и подражания Пастернака по канве пушкинских стихов. «Брезжил свет на дамбе» — намек на Скрябина. Там же намек на пушкинский образ сфинкса. Переписка с родителями: «Свой др я всегда помню – 29 января, — потому что это день смерти Пушкина».

Пушкин находится внутри этого все возрастающего конгламерата, а его места в нем становится все более неопределённым.

Предлагается метод вычитания. Идея феноменологической редукции.

Критика каждого предиката, выявлем неабсолютность каждого свойства. Каждое св-во, зависящее от обстоятельства, вычитается. Делаем так, пока не отсечем все условные свойства и приходим к абсолютной значимости. Но все абсолютные признаки обнаружат свою природу и отпадут. Остается отрицательное свойство, сомнение и неопределенность, которые и являются живой связью. Сам факт растерянности, неопределенности является доказательством существования этого предмета.

Ср.: что Ф. де Соссюр делает с языком.

Пример 1. «Не пой, красавица, при мне…»

Открытая лекция Бориса Гаспарова


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: