Лекция 4. потребности человека. мотивации. психическая регуляция поведения и деятельности.

Мотивация в современной психологии рассматривается двояко. 1. Мотивация – система факторов, детерминирующих поведение человека. 2. Мотивация – характеристика, процесса, стимулирующая поведенческую активность.

Мотивация – это совокупность мотивов, побуждающих к активности и определяющих ее направленность.

Мотив – это побуждение к выполнению определенной деятельности, к совершению поступков, в основе которой лежат потребности человека.

Мотивы формируются на основе потребностей. Поскольку потребности имеют сложную структуру, отличаются многообразием и различной степенью выраженности, то и формирующиеся на их основе мотивы также сложны по структуре. При этом между различными мотивами могут складываться отношения как позитивного (взаимно усиливающего), так и негативного характера.

Потребности человека – это осознаваемые и неосознаваемые нужды, которые он переживает, они необходимы для жизнедеятельности организма и развития личности.

Существуют различные классификации потребностей. Ряд психологов сводит все потребности к семи основным видам: физиологические (питание, сон, дыхание и т. д.); 2) продолжения рода (рождение, воспитание, защита);3) добывание средств к существованию (жилище, пища, одежда); 4) духовные (запросы); 5) общение (обязанности, права, симпатии и т. д.); 6) самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и т. п.); 7) самоутверждение (уважение, признание, власть и т. п.).

Теории мотивации разработаны в двух резко различающихся традициях. К первым относятся бихевиористские и когнитивные, которые строятся на основе экспериментальных знаний. Ко вторым относятся большинство психоаналитических и гуманистических, которые применяются на практике без какой-либо экспериментальной проверки, что сближает их с религиозными и эзотерическими учениями.

Бихевиористские теории считают, что возникшая потребность человека приводит к нарушению гомеостаза (внутреннего равновесия организма), и для снятия этого напряжения человек совершает то или иное поведение. Если данное поведение приводит к снятию напряжения, то вероятность закрепления такой формы поведения увеличивается. А если нет – то вероятность повторения данного поведения уменьшается.

Лекция 4, Психология сознания, Петухов В.В.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: