Кооперирование производства

Кооперирование — это такая форма организации производства, при которой устанавливаются производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению конечной продукции.

К процессам кооперирования относятся

¾ поставки комплектующих полуфабрикатов и выполнение работ для потребностей определенного производства;

¾ связь поставщика с определенными покупателями данного вида продукции;

¾ работа поставщиков на определенных потребителей, изготавливающих готовую продукцию.

По отношению к отраслевой принадлежности известны внутриотраслевая и межотраслевая формы кооперирования. Если кооперирующие предприятия относятся к одной и той же отрасли (сахаропесочная — сахарорафинадная, заводы первичного виноделия – заводы по розливу вин), то это будет внутриотраслевая форма кооперирования. В случае же кооперирования предприятии разных отраслей оно приобретает межотраслевую форму (мукомольня и макаронная, предприятия по выработки тары и упаковки с различными пищевыми предприятиями).

В соответствии с территориальным расположением кооперирующихся предприятий различают:

1. Внутрирайонное.

2. Межрайонное.

Если кооперируются предприятия, расположены в одном экономическом районе, — это внутрирайонная форма кооперирования. В случае же, если эти предприятия размещены в разных экономических районах, то такое кооперирование приобретает межрайонную форму.

В основе кооперирования лежат подетальная, технологическая формы специализации.

Подетальное кооперирование, при котором головное предприятие получает от предприятий-смежников комплектующие готовых изделий.

Технологическое кооперирование, при котором головное предприятие связано с заводами-смежниками по линии расчленения технологического процесса (поставка полуфабрикатов или выполнение отдельных операций).

Уровень кооперирования определяется следующими показателями:

1. Удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции, комплектующих изделий и п/ф, получаемых по кооперированию.

2. Удельным весом п/ф, изготавливаемых предприятием на сторону в общем их выпуске.

3. Количеством предприятий, кооперирующихся с данным предприятием.

Экономические преимущества кооперирования:

1. Более полное использование техники;

2. Сокращение сроков освоения новой продукции;

3. Улучшение использования производственных площадей;

4. Механизация и автоматизация производства;

5. Ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Как собирают двигатели Porsche.


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: