Концепция сменяемости теорий к. поппера

Рассматривая проблему изменчивости научного знания, израильский философ науки Дж. Агасси выделяет три основополагающие концепции, которые он связывает соответственно с именами Ф. Бэкона, П. Дюгема и К. Поппера [14,с.136-137]. Концепция Бэкона – это концепция одной революции: наука побеждает суеверие, а сама она незыблема, ибо каждая ее часть может быть обоснована абсолютно надежно. Концепция Дюгема – это концепция реформ; научная революция отрицается на том основании, что теории всегда можно модифицировать так, чтобы они, по крайней мере приблизительно, соответствовали данным эксперимента. Концепция Поппера – это концепция перманентной революции: поступь науки такова, что одни теории сменяют другие.

Сторонников первой точки зрения часто называют верификационистами или джастификационистами. Согласно этой позиции, теорию можно абсолютно строго проверить (верифицировать) или оправдать (джастифицировать) [15,с.345]. Как известно, программа верификационизма составляла ядро неопозитивистской концепции науки, которая встретилась с трудностями, не преодолимыми ее средствами. Изменчивость научного знания – научный факт. В подтверждение этого можно сослаться на цепочки теорий, по сути, из любой науки, например из физики: ньютонова механика – релятивистская механика Эйнштейна – квантовая механика; из экономических наук: классическая теория Смита-Рикардо – неоклассическая теория Маршалла–Хикса – теория Кейнса – монетаризм Фридмена). С позиций верификационизма изменчивость научного знания – в высшей степени странный феномен: изменяется то, что, по определению, должно быть неизменным. По общему мнению, верификационизму недостает исторического чутья. Научное знание не менее исторично, чем все другие проявления жизни человека. С этим фактом приходится считаться и как-то интерпретировать.

Что касается дюгемианцев, то их обычно называют континуалистами. Детальный анализ континуализма в науке показывает, что его трудно опровергнуть. Но не легче и совместить континуализм с потрясениями науки XX века, в которой, похоже, прерывного отнюдь не меньше, чем непрерывного. Ниже будет рассмотрена проблема несоизмеримости теорий, что позволит разъяснить ситуацию вокруг вопроса о соотношении прерывного и непрерывного в научном знании.

Не будет преувеличением утверждать, что решающее значение в осмыслении феномена изменчивости научного знания имели новации Карла Поппера, основателя критического рационализма. Именно ему в большей степени, чем кому бы то ни было другому, удалось выделить самые болевые точки соотношения теории и истории науки.

Согласно Попперу, наука прогрессирует от одной проблемы к другой, от менее глубокой проблемы к более глубокой. Модель роста научного знания выглядит, по Попперу, следующим образом [15,с.325-376]:

§ наука начинается с проблем;

§ научными объяснениями проблем выступают гипотезы;

§ гипотеза является научной, если она в принципе фальсифицируема;

§ фальсификация гипотез обеспечивает устранение выявленных научных ошибок;

§ новая и более глубокая постановка проблем и выдвижение гипотез достигается в результате критической дискуссии;

§ углубление проблем и гипотез (теорий) обеспечивает прогресс в науке, точнее рост научного знания.

Налог для самозанятых. Гонка вооружений. Сменяемость власти | Ройзман


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: