Компетентность и компетенции, понятийный аппарат

По поводу интерпретации понятия «компетентность» и его соотнесения с термином «компетенция» нет единой точки зрения ни в России, ни в мире. В английском языке также как и в русском существует 2 термина, которые иногда используются как синонимы. Можно обозначить различия между этими понятиями, считая, что компетенции являются операционализированными составными характеристиками интегрального понятия «компетентность», указывая статус при квалификации испытуемых на основе оценок уровня их сформированности. Тогда компетентность – это интегративное понятие, которое распадается на спектр дискретных компетенций. Оно характеризует в целом способности обучающихся, формируется на базе освоения ряда связанных знаний и умений и позволяет эффективно выполнять профессиональную деятельность по отношению к стандартам, существующим в ней. Таким образом, компетентность — это интегральная характеристика потенциальных способностей обучающегося, которая распадается на спектр формируемых в процессе обучения, проявляющихся в профессиональной деятельности и оцениваемых компетенций.

Можно дать следующие определения: компетенция — способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных профессиональных либо жизненных ситуациях; компетентность — уровень владения выпускником совокупностью компетенций, отражающий степень готовности к применению знаний, умений, навыков и сформированных на их основе компетенций для успешной профессиональной деятельности в определенной области.

Подробный анализ компетентностного подхода для профессиональной управленческой деятельности приводится в трудах Л.Спенсера и С. Спенсера. Согласно их определению компетенции рассматриваются как базовые качества индивидуума, имеющие причинные связи с эффективностью его деятельности после окончания обучения. Таким образом, уже на уровне понятийного аппарата в этом определении закладываются три ключевые идеи компетентностного подхода, одна из которых связана с отсроченным характером проявления компетенций после окончания обучения, вторая – с причинным характером связей с эффективностью профессиональной деятельности, а третья — с базовым характером компетенций, позволяющим рассматривать их как глубоко лежащие устойчивые поведенческие характеристики человеческой личности, прогнозирующие эффективность профессиональной деятельности на основе освоенных знаний, умений и навыков.

Следуя логике Спенсеров, можно утверждать, что компетенции имеют мета-латентную природу и потому крайне трудно поддаются любым попыткам формирования и оценивания. Компетенции определяют варианты поведения или мышления обучаемого в различных ситуациях при выполнении определенной деятельности. Кроме того, они связанны с мотивами поведения личности, ее психофизиологическими особенностями, самоустановками и полученной подготовкой, которая рассматривается как основа для формирования компетенций (рис.1.1.1)

Что такое компетенции?


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: