Компетенциональный подход

Сформировавшийся в Англии подход, основанный на оценке компетенций, с самого начала вызывал споры; полемика разгорелась с новой силой после 1986 г., когда подход получил официальное признак ние правительства. Предметом споров являются и само понятие «компетенция», и сферы его приложения и применения. Сомнения в практической значимости данного подхода привели к непрекращающимся дебатам относительно возможности его применения в деле обучения и тренинга.

Замешательство выбывает прежде всего само слово «компетенция» (competency). Как пишет Вудраф (Woodruff, 1991), оно сделалось популярным благодаря Бояцису (Boyatzis, 1982), хотя немногие понимали его значение, и некоторые специалисты видят в теории компетенций своего рода минное поле.

Понятие «компетенция» используется как для описания требуемых результатов (компетентность), так и в отношении желательных вложений (умения, способности). Во втором случае, по мнению Бояциса (Boyatzis, 1982), а также Спенсера, Мак-Кледанда и Спенса (Spencer, McClelland, Spence, 1992), компетенцией является «любая индивидуальная характеристика, поддающаяся достоверному измерению и подсчету, характеристика, которая отличает лучших исполнителей от средних…» и которая может включать в себя умения, ценности и установки. Вудраф (Woodruff, 1993) рассматривает компетенцию как набор, параметры или репертуар поведенческих проявлений, лежащий в основе компетентного исполнения, например уверенность в себе. По его мнению, требуемые результаты, или сферы компетентности, связаны с ключевыми аспектами работы исполнителя. Так например, управление персоналом — это одна из компетенций, по которой оценивается работа большинства менеджеров. Рис. 4.3, в значительной степени основанный на идеях Вудрафа, представляет попытку изобразить взаимосвязи между различными значениями понятия «компетенция».

Проактивный путь к тренингу

In My Room — cover by Dead Buildings (guest: Akis Boyatzis) — Live at 80’s Christmas Live Party


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: