Киртартхам прати настамапьянастам таданьясадхаранатват

(т.е. исчезнув для того, чьи цели достигнуты, оно (видимое) не исчезает, будучи общим для других. (* II.22. Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не исчезло для других — в силу свойства быть общим. – перевод Островской-Рудого – прим. перев.))

Дэвис, объясняя предыдущую карику, утверждает: [24]

Трудность, однако, в том, что душа не подвержена влиянию трех гун. Как может многообразие их модификаций доказать индивидуальность душ, что противоположно ведантистской доктрине, гласящей, что все души суть лишь частицы одной, бесконечно обширной монады?

Действительно, этот вопрос наиболее запутанный в теории Санкхьи. Тем не менее, внимательное рассмотрение принципов Санкхья-Йоги показывает, что это положение является необходимым и последовательным выводом из дуалистической концепции вселенной, принятой в Санкхье.

Ибо если говорится, что пуруша один и посредством его отражения в различные буддхи возникают чувства различных Я, тогда эти чувства Я, или личности, являются ложными, поскольку единственно истинное бытие – это бытие единственного пуруши. Итак, если познающий ложный, познаваемое тоже становится ложным. Познающий и познаваемое исчезают, все сокращается до чего-то совершенно нами неосязаемого, а именно, брахмана. Можно возразить, что согласно философии Санкхьи познающий тоже ложный, потому что пуруша как таковой никоим образом не связан с пракрити. Но даже тогда в Санкхья-Йоге не утверждается, что познающий – это иллюзия, а производится анализ природы эго и констатируется, что оно суть кажущееся соединение буддхи и пуруши, двух реальностей в самом строгом смысле этого слова. Пуруша справедливо именуется знающим. Он – наблюдатель, вокруг которого бушуют волны – модификации буддхи. Возникает его кажущееся соединение с этими модификациями; так появляется эго, воспринимающее частные формы тех или иных модификаций. Пуруша всегда остается знающим. Буддхи наполнен модицикациями и в то же время улавливает отблеск света пуруши – отсюда самйога, или контакт пуруши и пракрити в каждый данный момент времени, и суть этого контакта – соединение отблеска пуруши и конкретной модицикации буддхи.

Познающий, эго и познаваемое – ничто из этого не является ложным в Санкхья-Йоге на стадии, предшествующей кайвалье, когда буддхи становится столь же чистым, как и пуруша. Если модификация напоминает точную форму пуруши, тогда пуруша узнает [25] себя в своей истинной природе в [зеркале] буддхи, после чего буддхи исчезает. Веданта вынужденно допускает модификации майи, но в то же время утверждает их нереальность. Ведантисты говорят, что майя так же безначальна, как и пракрити, и так же конечна (санта), как буддхи санкхьяистов по отношению к отдельному индивиду.

Едно картофче — песен


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: